Во время поездки по Европе русский царь, скрывавшийся под псевдонимом Петр Михайлов, произвел сенсацию. Его страстное любопытство ко всем достижениям западной цивилизации заставляло просвещенных европейцев оценивать перспективу Российского государства. Петру нравилось в Европе все — от корабельных верфей и до свободного поведения людей любого положения в обществе. Общение с европейцами укрепило отвращение Петра к русским обычаям. Перевоспитание подданных началось сразу по возвращении царя в Москву.
Все должны были понять, что
царь намерен полностью порвать со старинными русскими традициями. Все, кто хотел быть в милости у царя, должны были выглядеть и вести себя так, как хочет он: сбрить бороды, носить парики и кафтаны, курить табак, устраивать празднества с участием жен и дочерей. Петр был убежден, что ведет борьбу не с людьми, а с дикими предрассудками, во имя разума и общей пользы. Кроме бород и русского платья, гонениям подверглись и множество других старинных обычаев — национальный способ выделки кожи, традиционные конструкции кораблей, застройки городов деревянными зданиями и даже обычай хоронить покойников в дубовых гробах.
Из-за
границы тысячи архитекторов въезжали в Россию, они должны были учить русских секретам мастерства. Некоторые русские ремесленники выезжали из России за границу, чтобы обучаться ремеслу у знаменитых профессионалов этого дела. Петр вместе с архитекторами выступал в роли учителя, владевшего не только корабельным делом, но и многими другими ремеслами. Петр находил время и писать указы о том, как подданным надлежит строить дома, печатать книги, убирать хлеб и даже отдыхать.
Эти крутые меры вызвали неодобрения по отношению к царю. Поэтому все «хорошее и полезное» вводилось угрозами, штрафами и кнутом.
Роль Петровских преобразований можно считать великой и вполне удавшейся.