Проверочная работа по тексту поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Задание 1. Узнайте героя
1. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»;
2. «…герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера»;
3. «…малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»;
4. «…маленькие глазки еще не потухнули
5. из людей, «известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…»
Задание 2. Узнайте героя
1. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке… самый крепкий и на диво стаченный образ…»;
2. «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось
3. «…был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории»;
4. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»;
5. «…умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».
Задание 3. Определите, на чьем дворе вы оказались
1. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер»;
2. «На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние… Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли»;
3. «Вошедши на двор, увидели там всяких собак… Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай…»;
4. «…были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»»;
5. «…изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две».
Задание 4. Узнайте героя
1. «Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу»;
2. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом»;
3. такой человек «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены»;
4. «В приемах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко»;
5. «…никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги…»
Задание 5. Узнайте героя
1. «Должно сказать, что подобное явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернется помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства»;
2. «Кроме страсти к чтению, он имел еще два обыкновения, составлявшие две другие его характеристические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди»;
3. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»;
4. «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы»;
5. «…чиновники… рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо _____ , если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона».
Задание 6. Узнайте хозяина
1. «Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить»;
2. «…больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками»;
3. «…повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей… Вслед за тем показалась гостям шарманка»;
4. «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе»;
5. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»»
Задание 7. Вставьте пропущенные слова
1. «…Та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чашек, как ___________»;
2. «Бесчисленны, как ___________, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его»;
3. «Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как _________»;
4. «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся ___________»;
5. «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в _________________, дороги везде бархатные…»;
6. «Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как ___________»;
7. «…автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как ___________ «;
8. «Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как ___________ «.
(Ключ:
1) птиц на морском берегу;
2) морские пески;
3) труба;
4) носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета;
5) в рай;
6) сахар;
7) немец;
8) лепешка).
Задание 8
1. Кого «насмерть» не любил учитель Павлуши «за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»»?
А) Пушкин; б) Крылов; в) Державин; г) Гоголь.
2. С какими успехами закончил Чичиков училище?
А) удовлетворительно; б) хорошо; в) отлично; г) не закончил.
3. Когда преподавателя, «любителя тишины и поведения», выгнали из училища, какую помощь оказал ему Павлуша?
А) никакой; б) взял на себя его содержание; в) дал пятак серебра; г) дал тысячу рублей.
4. Кем были родители Чичикова?
А) дворяне; б) крестьяне; в) это неизвестно.
5. Отец советовал Павлуше: «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а _________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был».
А) подруга; б) мать; в) копейка; г) Родина.
6. Что помогало Чичикову добиваться повышения по службе?
А) ум; б) поведение; в) деньги; г) связи.
7. Кто был «грозой и отчаянием всего польского жидовства»?
А) Ноздрев; б) Чичиков; в) Шамшарев; г) Гоголь.
8. «Именно, пронесли слухи, что Чичиков не более, не менее, как…»
А) миллиардер; б) миллионщик; в) мультимиллионер; г) нищий.
9. Каким словом предлагает назвать Чичикова автор?
А) подлец; б) герой; в) вор; г) приобретатель.
Шкала оценивания
Каждый ответ равен 1 баллу.
9 баллов — «отлично»;
8 баллов — «хорошо»;
7-6 баллов — «удовлетворительно»;
Менее 6 баллов — «неудовлетворительно».