Применение программ компьютерной графики. Принцип единства и целостности

В настоящее время очень актуальной стала тема проектов. Проекты пишут все: и учащиеся и учителя. Одной из обязательных частей проекта является презентация, которая чаще всего создается с помощью программ компьютерной графики. В этой статье я хотела бы рассмотреть общие вопросы, связанные с применением графических программ. Для более наглядного анализа буду использовать проект, созданный мной: «Мои учителя» — проект учащегося о своих учителях и тех предметах, которые они преподают.

Ученик приводит материал из школьного курса, который

ему запомнился в этом году, затем осуществляется контроль знаний в форме теста.

1 рекомендация: использование для работы профессиональных программ компьютерной графики, таких как Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDraw, InDesign.

Существует множество аргументов в пользу использования именно профессиональных программ, но основной аргумент конечно же заключается в том, что обучение работе в этих программах — является неотъемлемой частью профессионального образования учащихся.

В этом направлении в последнее время наметились существенные изменения: например, в 2008/09 учебном году среди конкурсных работ по компьютерной

графике было порядка 95% макетов, выполненных в стандартном приложении Microsoft Paint. В этом году на конкурсе компьютерной графики были представлены работы, среди которых значительную долю занимали макеты, выполненные в профессиональных программах.

Конечно же, рекомендуется использовать программы в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить в проекте:

Например, для верстки текстовой информации применять программу, которая специально для этого и предназначена, InDesign; для обработки векторной графики — Illustrator или CorelDraw; для подготовки фотографий — использовать Adobe Photoshop.

К сожалению, часто приходится видеть, что учащиеся применяют Photoshop, но лишь как замену тому же Paint т. е. только для рисования.

Следует заметить, Photoshop — это программа не для рисования, а для обработки растровых фотографий т. е. в ней работа строится на использовании слоев, выделенных областей, каналов, масок, корректировок. А учащиеся расценивают программу только с точки зрения наличия кисточки и ластика. Т. е. владение программой находится на низком уровне.

Следующий принцип — один из важнейших принципов построения композиции, позволит сделать дизайн макета, дизайн презентации стильным и качественным. Почему-то этот принцип часто забывают. Это принцип ЕДИНСТВА И ЦЕЛОСТНОСТИ.

Он заключается в том, что оформление документа полностью определяется его структурой.

Дизайн композиции строится из нескольких составляющих: форма, размещение, цвет, шрифт, фон. Давайте попробуем приложить принцип единства по очереди к каждому из этих строительных материалов дизайнера.

Форма: Желательно не допускать в композиции пестроты форм. Разумно ограничится какой-либо одной формой (лучше всего, прямоугольником, которого вы так или иначе не сможете избежать. Пример, прямоугольные формы в макете.

Сделаю сразу же несколько замечаний:

1. Для соблюдения принципа единства в проекте полезно использовать точное копирование и повторение свойств объектов. Т. е. создается структура, и работа над проектом после создания структуры в сущности заключается в педантичном самоповторении с изменением контента . При этом важно: приблизительное копирование и «почти одинаковость» сделает из макета некачественную работу.

2. Если создана структура композиции, то старайтесь пользоваться только тем, что введено в композицию, никогда не добавляйте украшений по принципу «чтобы повеселее смотрелось». Разнообразие вносит сам информационный материал, как и должно быть, ведь для отображения этого материала и создается макет. При этом дизайн не навязчив, и следовательно, своим разнообразием не мешает восприятию материала.

3. В дизайне обычно избегают правильных квадратных или круглых форм. Причин очень много: если говорить, например, о круге: круг явно противоречит врожденной прямоугольности экрана и листа, а также горизонтальности и вертикальности строк и столбцов текста. Он с другими элементами не гармонирует т. к. по-словам знаменитого web-дизайнера Дмитрия Кирсанова «эта фигура слишком самодостаточная, чтобы быть хорошим членом дизайн-композиции» . И еще: ни в коем случае нельзя допускать небольших отклонений от квадратности или круглости, т. к. это будет расценено за неточность и некачественную работу.

Размещение. В размещении элементов принцип единства сводится по преимуществу к выравниванию и распределению, т. е. по сути, к уменьшению общего количества вертикалей и горизонталей композиции. Выравнивание — это естественная тенденция расположения объектов.

Эту тенденцию преодолевают только с целью оживить композицию, внести в нее некоторый элемент разбросанности и непреднамеренности.

Замечание: никогда не выравнивайте «на глазок» — в этом аспекте восприятие зрителя особенно нетерпимо к неточностям.

Цвет. Согласно правилам дизайна, достаточно ограничится двумя контрастными цветами .

Замечание: если для создания макета используются несколько программ, то для соблюдения принципа единства необходимо цвета в программах задавать по числам: например, синий цвет 100-80-0-0, красный 0-100-80-0.

Шрифт. Принципы подбора шрифтов тоже очень строги: в композиции лучше всего использовать не более 2-х разных шрифтов: один с засечками , другой без засечек . В данном проекте используется один шрифт, но в трех начертаниях.

Замечание, старайтесь по возможности избегать украшательств макета с помощью стандартных средств Microsoft: текст WordArt. Эти объекты не интегрируются в композиции ни с одним их элементов т. е. объект WordArt сам по себе , а элементы композиции сами по себе. Всегда похоже на попытку украсить макет как елку.

Фон. Естественно, на восприятие композиции сильно влияет фоновое изображение. Которое тоже должно подчиняться принципу единства.

Замечание, не желательно в качестве фона использовать стандартное оформление от Microsoft. Лучше использовать свой, пусть и простой, но оригинальный фон: это может быть либо обычный градиент, изменяющий свою направленность и имеющий не более 2 цветов, либо фоновое полупрозрачное изображение на заданную тему.

Далее более подробно проиллюстрирую выше названные принципы на примере проекта «Мои учителя»:

Целевое использование программ. Подготовка фотографий (маскировка, обработка яркости и контраста, кадрирование — Adobe Photoshop; работа с текстом и верстка — InDesign.

Принцип единства:

— Основная форма: прямоугольники; объекты точно копируются, их свойства повторяются — меняется только заполнение;

— выравнивание и распределение — 2 вертикали в основной части, и одна — в тестовой;

— цвет — синий и красный, красного мало — но при этом его значимость повышается;

— шрифт — используется 2 вида шрифтов: в основной части — без засечек, т. к. под текстом фон, в тестовой части с засечками.

— фон — по стилю: единый для всех слайдов, но в зависимости от темы меняется на каждом слайде, в тестовой части — фон вопроса соответствует фону предмета из основной части.

Вывод. Вы обратили внимание, что соблюдение принципа единства предполагает выполнение ряда ограничений. Это не всегда просто: ведь приходится запрещать себе делать то, что ты, как тебе кажется, можешь делать не хуже других.

Но факт остается фактом: только научившись видеть — и создавать — красоту простоты и одинаковости, можно получить действительно содержательный и стильный результат.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Применение программ компьютерной графики. Принцип единства и целостности