О литературе эпохи Возрождения. «Открытие мира и человека»
В XIV-XVI вв. Европа пережила этап великих перемен, заложивших фундамент ее современной культуры. Этот период, ознаменовавшийся важнейшими научными открытиями, небывалым расцветом искусств и колоссальным мировоззренческим переворотом, вошел в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс .
Родиной эпохи Возрождения была Италия. Именно отсюда прозвучали первые призывы вернуться к античному наследию. Здесь страстные поклонники этой идеи — философы, филологи, историки — положили начало духовному движению, получившему название «гуманизм»
Именно в этом значении слово «гуманизм»
«Открытие мира и человека» происходило и в художественной литературе эпохи Возрождения. Писатели и поэты повернулись лицом к реальности. В своих произведениях они стали воссоздавать многокрасочный земной мир — сутолоку городских улиц, пестроту народной жизни, красоту природы, предметы быта.
Но главное — в литературу пришел реальный, тесно связанный с окружающим миром и полный земных желаний человек.
Человеческая природа во всем многообразии ее физических и духовных свойств, во всей полноте ее естественных проявлений, во всей ее индивидуальной неповторимости — вот что интересовало писателей Возрождения. Изумленный возглас созданного в ту эпоху героя «Что за мастерское создание — человек!..» может служить лозунгом всей ренессансной литературы. Отстаивая ценность личности, художники и мыслители раскрывали величие и красоту человека, вставали на защиту его достоинства, его свободного от каких-либо общественных условностей развития, его естественного стремления к земному счастью.
Утверждение ценности личности стало одним из важнейших гуманистических завоеваний литературы Возрождения.
Часто в произведениях ренессансных писателей душевные качества человека, его благородные порывы и низкие чувства приобретали огромный, поистине титанический масштаб. Поэтому сюжеты литературы Возрождения на удивление богаты героическими поступками и страшными злодействами. По той же причине некоторые из ее персонажей превратились в предельно обобщенные символические обозначения духовного поиска человечества. К таким героям-символам принадлежат, в частности, Гамлет, одержимый жаждой справедливости, Дон Кихот, одержимый идеей утверждения добра, Ромео и Джульетта, одержимые духом самоотверженной любви…
Эти и подобные им персонажи стали вечными спутниками человечества.