Конспект урока русского языка для 6 класса на тему «Волшебница — Зима»
Конспект урока русского языка для 6 класса на тему
«Волшебница — Зима»
Предмет : Русский язык
Класс: 6
Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:
1)личностного — нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;
2)познавательных — извлечение необходимой информации из предоставленного материала, ее структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований,
3)коммуникативных — учет позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.
Оборудование : мультимедийное оборудование, репродукции картин русских художников , музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года».
Фактический материал: Стихотворение В. Брюсова «Первый снег», Б. Петров «Разговор о снеге», стихотворение К. Бальмонта «Фея».
Ход урока
1.Индуктор
— Ребята, сегодня я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Что мы будем творить — пока секрет. А вначале я попрошу вас вспомнить
— А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…
— А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.
— Вам не кажется, что в нашем классе стало еще светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С. Пушкин
— Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А. С. Пушкина, а еще и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему нашей творческой мастерской.
— Ребята, помните строки Пушкина:
И вот сама идет волшебница — зима…
— Итак, тема нашей творческой мастерской — «Волшебница — зима». И сегодня каждый из вас будет «творить» свою зиму, создавать ее «портрет».
3.Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.
— Мы живем в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них — волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок — это чудо природы — и у нас на душе становится радостно и светло.
— Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?
— Произнесите вслух слово «ЗИМА». Прислушайтесь, как оно звучит.
; 1 слог «ЗИ» — робко и несмело, 2 слог «МА» — широко, открыто и радостно.
— А какого цвета слово » ЗИМА»?
— На листе напишите в столбик слово «ЗИМА», закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово.
— Рядом с каждой буквой напишите слова на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.
— Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поет под лыжами скрипкой…
Белое чудо — снег! Его ожидают как светлую благодать.
— В. Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своем стихотворении «Первый снег», прочитаем его.
Первый снег Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
— Какой видит поэт зиму?
— Какие выразительные средства использует автор?
— В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником Белой сказки.
Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований. Этот мир из серебра!
Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега.
Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Целый мир из серебра!.. Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны! Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением.
Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать: На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.
4.Социализация. Устное словесное рисование «Я рисую зиму».
— Представьте, что вы Художник. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины». Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.
5.Афиширование работ. «Зимний вернисаж»
— Мы с вами побывали на выставке ваших виртуальных картин. Она удивила нас игрой фантазии и воображения. А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи — замечательных русских художников.
Я приглашаю вас на «Зимний вернисаж».
На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин:
— Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…
-Заканчиваются ваши зимние прогулки. Возвращаемся обратно в класс, я думаю, что вам есть о чем рассказать друг другу. Опишите свои впечатления, напишите совместную небольшую миниатюру по картине в малых группах.
Работа с текстом.
— «Творить» зиму можно не только красками, как художники, но и словом, как писатели и поэты. Не случайно их называют «художниками слова».
-Обратимся к отрывку из текста Б. Петрова «Разговор о снеге».
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега…
Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
— Какова тема, основная мысль этого текста?
— Что вы заметили в этом тексте, какие слова повторяет автор? Для чего?
— Выпишите эти слова, выделив корни.
— Какие слова вам непонятны?
-В старину февраль на Руси назвался «снежень».
— Просека — это очищенная от деревьев полоса в лесу.
— Обратим внимание на слова «снежище», «снежик». Что в них необычного?
— Из данных текстов выберите тот, который, как вам кажется, наиболее созвучен «вашей» картине и мог бы служить эпиграфом к ней…
— Попробуйте понять, почему вы выбрали этот текст. Выпишите из текста слова, строки, в которых наиболее тесно сходятся пейзаж и стихотворение.
— Найдите в тексте тропы , с помощью которых поэт нарисовал картину.
— Подготовьтесь к выразительному чтению.
6. Разрыв. Подготовка к сочинению-миниатюре.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово «ФЕЯ»? запишите 5-6 слов.
— Какой вы себе ее представляете?
— Феи — это молодые волшебницы, которые творят добрые дела.
— Фея — в западноевропейской мифологии означает «волшебница»
— С феями вы уже встречались на страницах книг. Какие это сказки?
— Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «ФЕЯ»
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата,-
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
— Какие детали внешности ФЕИ из стихотворения вы позаимствовали для портрета своей? Какие поэтические находки автора вам показались интересны? Выпишите их.
— Ребята, мы не случайно вспомнили о феях. Дело в том, что к нам в гости обещала прибыть Фея Зимы, которая не хочет уступать дорогу своей сопернице Фее Весны.
— Опишите Фею Зимы, какая она?
.
7.Рефлексия
Цветограмма «Мое зимнее настроение»
— Сегодня из вас каждый создавал «портрет» своей зимней Феи, «творил» для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение. Дома вы приведете свой черновой вариант в настоящее произведение. И последнее задание нашей творческой мастерской — «нарисовать» свое зимнее настроение, передать его с помощью цветограммы.
.