“Гроза”, анализ пьесы Александра Островского

Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную картину.

Не случайно писатель получил негласное прозвище – “Колумб Замоскворечья”,

ведь именно за Москвой-рекой селились русские купцы.

Назидательный характер пьес Островского проявлялся уже в названиях: “Не садись не в свои сани”, “Свои люди – сочтемся”, “Не все коту масленица”. Однако “Гроза” , написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим новую эпоху в создании русских характеров, особенно женских.

В этом смысле выделяются две Главные героини пьесы: Кабаниха, почтенная купчиха, и ее молодая сноха Катерина. Первая, по словам одного из жителей Калинова, где происходит действие пьесы, “домашних заела совсем”. И первой в ряду несчастных жертв становится жена

единственного сына Тихона – Катерина.

Все жители города Калинова, вымышленного, но очень ярко представляющего типичный провинциальный русский городок на Волге, уже давно привыкли, что в городе царят “жестокие нравы”. Их поддерживают два самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

В семье первого жена с утра всех домашних умоляет: “Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!” Иначе беда: всем, кто попадется под руку, не поздоровится. В семье Кабановой внешне все благопристойно: сын Тихон, который не смеет ослушаться маменьку и живет не “по своей воле”, а “как маменька велит”. А маменька велит, чтобы во всем был порядок, который был заведен еще в домостроевские времена.

Следствие такого порядка – примитивные представления об окружающем мире, которые, например, демонстрирует странница Феклуша, рассказывая почтенным купцам о людях “с песьими головами” и о том, что “Литва с неба упала”. Недаром русский критик Николай Добролюбов назвал подобную атмосферу “темным царством”.

Те, кто вырос в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. Например, дочь Кабановой, Варвара, привыкла жить по принципу: “Делай все, что хочешь, лишь бы было все шито да крыто”.

Именно этому она пытается научить и Катерину. Только вот невестка Катерина, выросшая совсем в других условиях, не привыкла притворяться и лицемерить. Она пытается доказать право на собственное мнение, но постоянно наталкивается на язвительные замечания свекрови: “Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают”.

Катерина, выросшая, точно птичка на воле, привыкшая все делать без принуждения, в доме Кабановых чувствует, что “скоро завянет”.

Еще одна жертва самодуров – племянник Дикого Борис, оказавшийся в Калинове тоже не по своей воле. Он вместе с сестрой ждет наследства от дядюшки, но при условии, если они будут к нему почтительны. Все, включая Кудряша, весельчака и балагура, прекрасно понимают, что невозможно это условие выдержать при характере Дикого .

Именно такого доброго, честного, но безвольного человека полюбила Катерина. Она не хочет, как Варвара, скрывать свои чувства, не желает жить воровской любовью: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!” Десять дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась Катерина с Борисом с помощью Варвары, у которой был ключ от садовой калитки.

После возвращения мужа Катерина не нашла в себе силы скрывать правду – она призналась в грехе прилюдно. Сцена признания Катерины – Кульминация пьесы. Она прописана автором детально, и читатель или зритель имеет возможность испытать ту сложную гамму чувств, которую пережила героиня.

Вот она оказывается в галерее, где прогуливаются жители Калинова. Вдали раздается удар грома, и Катерина вздрагивает: она уверена, что это Бог гневается, ведь она очень религиозна. Появление Бориса повергает героиню в смятение. К тому же в галерею приходит сумасшедшая барыня со словами о том, что “за все отвечать придется” и “с красотой лучше в омут с головой”. Ее слова, как будто обращенные к Катерине, вызывают у молодой женщины новый приступ страха.

Она хочет помолиться, чтобы снять тяжесть с души, но встав возле стены на колени, видит изображение геены огненной и понимает, что Бог ее не простит – слишком много нагрешила. Eе признание сопровождается ударом грома.

Дальнейшее существование Катерины в доме Кабановых напоминает преисподнюю: многозначительные намеки Кабанихи, молчаливое согласие Тихона, который вновь демонстрирует свою слабость, напиваясь в трактире каждый день, и последнее предательство – отъезд Бориса, уезжающего “в Сибирь не по своей воле”. Все в “темном царстве” живут не по своей воле – одна Катерина не желает отказываться от своей воли.

Простившись с Борисом, она идет на берег Волги и бросается с обрыва в реку. Не сразу решается Катерина на этот страшный поступок: она набожна и прекрасно знает, что именно самоубийство – самый страшный грех для верующего человека. Однако теперь для нее “что домой, что в могилу – все равно”.

А еще она уверена: “Кто любит, тот будет молиться”.

Можно много и долго спорить по поводу того, сила или слабость характера проявилась в поступке Катерины. Важно другое: окружали ее только слабые мужчины. Тихон спасался от гнета матери постоянными отлучками . Борис, прекрасно сознавая, на что решится Катерина после его отъезда, все-таки не берет ее с собой, перекладывая ответственность на другие плечи.

Сама же Катерина не смогла смириться с таким положением в семье Кабановых, своей смертью сделав “страшный вызов самодурной силе”, по словам Н. Добролюбова. И этот вызов был принят: безропотно соглашавшийся со всеми словами матери, Тихон над трупом жены бросает обвинение в лицо Кабанихе: “Вы ее погубили! вы, вы, вы…”

Такая цельная и смелая натура, как Катерина, в русской литературе станет Прообразом “тургеневской девушки” , то есть героини, способной “идти до конца”, не сворачивая с пути и достигая намного больше, чем мужчина, жертвуя собой ради какой-то идеи. Такой тип возникнет позже в романах другого великого русского писателя XIX века – Ивана Сергеевича Тургенева.




Choosing a career is like any other activity.
Сейчас вы читаете: “Гроза”, анализ пьесы Александра Островского