Жизнь на границе смерти — проблема романа Василия Барки «Желтый князь»

Нынешнее поколение в большом долгу перед прадедами и прародителями, ведь свыше полстолетия умалчивалась наистрашнейшая трагедия украинского народа — искусственный голод 1933 года. Этот долг отдает в определенной степени творчество писателей диаспоры.

Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, которое принесло ему славу — роман «Желтый князь». В нем автор превыше всего старался показать миру болезненную правду о советской тоталитарной системе, которая уничтожала

все светлое и гуманное на своем пути.

Предыстория романа началась еще в 1932-1933 годах, когда на Украине свирепствовал голод, который уничтожил миллионы человеческих жизней. К тому времени Василий Барка находился на Кубани, работал в Краснодарском художественном музее. По его свидетельствам в этой местности вымерла треть населения. Голод «зацепил» непосредственно и его: «У меня было на теле около двенадцати ран. Они шли по линиям кровеносных сосудов…

Ноги уже трескались, опухали. Я уже ходил, держась за забор и стены там, где уже лежали мертвые…» Так напишет в своих воспоминаниях писатель. Над

романом «Желтый князь» В. Барка работал около двух лет.

Это была упорная и очень тяжелая работа, так как сопровождалась, кроме физических усилий, глубокими эмоциональными переживаниями. Он хотел более точно и объективно «увековечить» те страшные для его народа события, рассказать миру болезненную правду о них.

Решая проблему «желтого князя», который является символом уничтожения и разрушения, автор вместе с тем поднимает ряд других проблем, которые остаются актуальными и сегодня. Это проблемы родителей и детей, бездушного уничтожения родительских корней, уничтожение вековых традиций народа, деформация его менталитета. Но основной проблемой романа является философская мысль: жизнь на грани смерти. Именно на примере семьи Катранниковых автор и решает ее.

Пришло страшное бедствие в когда-то цветущее село с беленькими хатками, зелеными тополями, подсолнечниками, которые «горели ярче, чем тканье на ризах». И принесли это бедствие слуги желтого князя, которые погубили жизнь, оставили темную пустыню, чужую местность. Словно в доказательство страшных результатов трудов «желтого князя», автор в романе создал свой календарь, где месяцы года называются по-новому: декабрь — трупень, январь — могилень, сентябрь — разбоень, октябрь — худень, ноябрь — пухлень, февраль — людоедень…

Это просто ужасные слова!

По-новому называет В. Барка и главных героев романа. Это «хлеботруды», «хлеботрусы», между ними — «хлебокусы», «хлебопросы», «хлебокрады». Основное внимание автора сосредоточивается именно на отображении противоположных сторон жизни: он пишет о тех, кто выращивает хлеб, и о тех, кто отбирает его у крестьян. Персонажи, которые противостоят друг другу и находятся по разные стороны морали, — это простой крестьянин Мирон Катранник и Григорий Отроходин, который возглавляет кампанию истребления жителей села.

У каждого из них своя вера: у Мирона — христианская с десятью заповедями, а у Григория — партийно-большевицкая со сталинским приказом: «Убей душу!» Но этого не удалось людоморам. Душа простого человека, с детства пропитанная добром, красотой и верой, оказалась непобедимой. В произведении это точно показано в глубоком изображении внутреннего мира Андрейки — последнего из живых в семье Катранниковых.

Именно он, помня обо всем пережитом, берет на себя ответственность за сохранение и продолжение рода. Возрождение души мальчика наступает тогда, когда он начинает замечать красоту, цветы, «с белыми лучами вокруг». Его сердце не равнодушно к красоте, а, следовательно, к жизни.

Именно для него засиял небосвод в виде чаши, скрытой крестьянами в черноземе, о тайне которой не было рассказано никому, даже умирающим в этом страшном аду.

Автор в романе старается дать ответ на вечный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? Чтобы ответить, В. Барка изображает довольно многочисленный ряд разнообразных образов, которые все же условно можно разделить на две категории: люди-варвары или же слепые исполнители, слуги дьявола , который «выполз из топи в образе компартии»; люди-жертвы, которые по своим духовным качествам приближены к Иисусу Христосу.

Страшное бедствие постигло Украину, поэтому народ должен заслужить прощение за свой грех, который заключается в отступничестве от веры, непочтительном отношении к истории, разрушении храмов. Но Василий Барка верит в возрождение украинского народа. Сегодня этот роман звучит как предостережение от ошибок прошлого, так как нужно беречь человеческий дух и пылкую веру в прекрасное и вечное.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Жизнь на границе смерти — проблема романа Василия Барки «Желтый князь»