Художественная самобытность басни «Пан и собака»
Одним из самых ярких произведений Гулака-Артемовского является басня «Пан и Собака». Жанр басни вообще был достаточно распространенным в литературе XIX века. В своих баснях украинские писатели показывали свое отношение к общественному строю, который господствовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов баснописцы изображали господ и простой народ, который время страдал от их деспотизма и произвола.
Именно такой и является басня Петра Гулака-Артемовского «Пан и собака». Главный
Рябко хочет верно служить своему господину. Но он видит возможность послужить не заискивая, а честно, поэтому Рябко не спит всю ночь, пытаясь как можно внимательнее присматривать за барским имуществом. За это утром Рябка избили ибо из-за рычание Рябка пан не спал.
Следующей же ночью, усвоив «науку», Рябко молчит, в это время грабят, и Рябко снова побит.
«Чем,
Наконец Рябко приходит к такому выводу: «Пусть им служит рябой в болоте бес! Тот дурак, кто глупым идет господам служить. А больший дурак, кто им хочет угодить!
То ли лает Рябко, или молча ночью спит, Все выпадает таки Рябко побить».
Басня Гулака-Артемовского — острая сатира на крепостной строй в Украине. Она изображает типичное отношение господ к представителям простого народа, которые работали на них. Басенное наследие Гулака-Артемовского характеризуется чертами новаторства. Писатель широко использовал фольклорные традиции, его слова яркие и всем понятные, использует баснописец и народные поговорки.
В аллегорической форме автор изображает в своих баснях типичные фигуры, которые он имел возможность наблюдать каждый день. Часто в его произведениях в аллегорических образах мы наблюдаем определенные характеры, которые не потеряли актуальности и в наше время. Во многих своих баснях писатель осуждает отношение господ с крепостными, несправедливость и унизительность крепостного строя, господствовавшего в Украине.
Я считаю, что басни Гулака-Артемовского имеют большое значение для украинской литературы. Кроме глубокого смысла, который вложил писатель в простые, на первый взгляд, аллегорические образы, его басням присуще совершенство художественной формы, приемов и тропов, используемых Гулаком-Артемовским в баснях. Не следует забывать также, что творческое наследие писателя не ограничивается баснями. Им созданы также баллады, притчи, сказки, стихи. Но мое мнение таково, что, несмотря на смысловую и художественную завершенность всех произведений писателя, басни являются ценнейшей частью творчества Гулака — Артемовского, все они являются смелым сатирическим протестом против несправедливости и произвола.
На примере его басен мы еще раз убеждаемся, что сатирическое перо может быть по-настоящему острым оружием в борьбе за правду.