Василий Симоненко . Псевдонимы – В. Щербань, С. Василенко, Симон

Василий Симоненко родился в с. Боевцы Лубенского района на Полтавщине 8 января 1935 года. Рос без отца, мать работала в колхозе. На протяжении 1942 – 1952 годов будущий поэт учился в школе: 4 класса – в Боевцах , а далее в соседних селах Енкивцах и Тарандинцах . В 1952 году закончил с золотой медалью среднюю школу в Тарандинцах, поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Т. Шевченко.

Принимал участие в литературной студии имени Василия Чумака . В 1957 – 1960 годах работал в газете “Черкасская правда “, затем в 1960 – 1963 годах

в газете “Молодежь Черкащины”, собственным корреспондентом “Рабочей газеты”, а также занимался литературным творчеством. В 1962 году Василий Симоненко стал членом СПУ. Он планировал поступать в аспирантуру Института литературы АН УССР, вышел единственный его прижизненный сборник “Тишина и гром”. В середине 1962 года поэта жестоко избили работники милиции железнодорожной станции им. Т. Шевченко . В связи с тем, что власть всячески боролась с Василием Симоненко, можно сделать вывод, что это избиение не было случайным.

13-го декабря 1963 года поэт умер в черкасской больнице . Похоронен в Черкассах. В 1964

году вышел посмертный сборник “Земное тяготение” , но лауреатом она не стала). Прошло 15 лет официального забвения поэта и в 1981 году появилась книга избранных произведений “Лебеди материнства” с предисловием Олеся Гончара.

Поэтические шедевры “Ты знаешь, что ты человек…”, “Где сейчас вы, палачи моего народа?..”, “Украине”, “Засматриваюсь в твои глаза…” , “Земля родная! Мозг мой светлее…” – будто фрагменты одной наболевшей мысли о судьбе народа, сыновьей преданности ему, готовности к самопожертвованию ради его освобождения и расцвета. Не удивительно, что именно эти стихотворения претерпели наибольших цензурных и редакторских вмешательств . Написанные с позиций морального максимализма, произведения В. Симоненко не могли быть напечатаны даже в период “хрущевской оттепели”.

Повесть “Осуждение”, известная в разных вариантах , художественно подтверждает, что психологически В. Симоненко находился под суровым контролем охранников режима. После его смерти незавершенным остался киносценарий “Банкет покойников”.

Проза В. Симоненко своеобразная и многообещающая, является прямой предшественницей новеллистики Григора Тютюнника, она заслуживает почетного места в контексте развития эпического мироотображения своего времени. В детской, на первый взгляд, сказке “Царь Плакса и Лоскотон” рассказывается о красивой стране с трагическим названием “Слезолий”, в которой правит царь Плакса, которому радость приносили только человеческие слезы:

Кто смеялся – они хватали И нагайками пинали, Так что в царстве том везде Хватало плача и слез. Он приходил каждый вечер Пусть дождь идет, или снег К голодной малышне И всем приносил смех.

Как и любая сказка, она завершается победой добра над злом. Но необычность этого произведения заключается в том, что сказка В. Симоненко “Царь Плакса и Лоскотон” на самом деле подвергает критике тоталитарный порядок в государстве, а значит, учитывая время написания произведения и характер всего творчества поэта, дает право утверждать, что красивая страна, где льются слезы – Украина. А оптимистичный финал сказки дает надежду, что когда-то и эта страна также станет счастливой.

Основные произведения: сказки “Царь Плакса и Лоскотон”, “Сказка об Обманывала”, “Путешествие в Страну Наоборот”, сборники поэзий “Тишина и гром”, “Земное тяготение”, “Лебедие материнства”, сборник рассказов и новелл “Вино из роз”.




Back for christmas стилистический анализ.
Сейчас вы читаете: Василий Симоненко . Псевдонимы – В. Щербань, С. Василенко, Симон