Синхронизированный курс «История — Литература — Мировая художественная культура»
1. Актуальность и новизна темы
Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности.
Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию Целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет Интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция гуманитарных дисциплин — наиболее часто встречаемое явление в современной школе, и осуществляется
Однако при анализе научно-теоретической литературы по проблеме интеграции и культурологическому подходу к обучению, а также при изучении состояния преподавания гуманитарных дисциплин мы выявили отсутствие системного подхода к гуманитарному образованию.
Хорошо известны такие примеры интеграции, как:
введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; создание циклов уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого функционирования; разовые интегрированные
Все указанные варианты интеграции имеют, на наш взгляд, один существенный недостаток — фрагментарность, эпизодичность объединения отдельных знаний, предметов, тематических блоков. Новизна нашего интегративного подхода, разработанного и внедренного в лицее № 29 начиная с 1993 года, заключается в Системности, логической последовательности объединения трех предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры, Формирующих единство ценностей и представлений учащихся об окружающем мире и самом человеке.
2. Концепция и структура курса
Концепция синхронизированного курса основана на понятии процесса интеграции, который предусматривает воссоздание целостности мировосприятия — единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Человек и является центральным звеном в интеграции истории, литературы, мировой художественной культуры .
Каждый предмет выполняет в этой системе определенную функцию, обеспечивая взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений:
История Раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса; Литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве, помогает ученику выражать свое мироощущение в слове; МХК помогает осознавать, ощущать историческое пространство, закрепленное в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств.
Изучение материала через совместные методы и приемы организации урочного и внеурочного пространства в системе делает учителя и ученика соучастниками общего историко-культурного процесса.
Тем самым, при помощи введения в учебный процесс синхронизированного курса, осуществляется Диалог культур, который позволяет сохранить традиции и преемственность поколений, обеспечивает достижение главной образовательной цели — воспитание творческой, нравственной личности через обучение и развитие.
Общая Структура курса такова.
5-й класс
История Древнего мира
Мифология и литература Древнего мира
Художественная культура Древнего мира
6-й класс
История Средних веков и эпохи Возрождения
Литература Средних веков и эпохи Возрождения
Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения
7-й класс
История Древней и средневековой Руси
Литература Древней и средневековой Руси
Художественная культура Древней и средневековой Руси
8-й класс
Отечественная и Новая история XVII-XVIII веков
Русская и европейская литература XVIII века
Художественная культура России и Европы XVIII века
9-й класс
История России и Европы XIX века
Русская и европейская литература первой половины XIX века
Художественная культура России и Европы первой и второй трети XIX века
10-й класс
Европейская и отечественная история конца XIX — начала XX века
Русская и европейская литература второй половины XIX века
Художественная культура России и Европы второй половины XIX века
11-й класс
Зарубежная и отечественная история XX века
Зарубежная и отечественная литература XX века
Мировая художественная культура XX века
3. Содержание синхронизированного курса
Одной из главных составляющих содержания синхронизированного курса является Единое тематическое планирование, обеспечивающее синхронность изучения трех предметов одновременно. В 5-8-х классах синхронизация достигается за счет создания понедельного тематического планирования по истории, литературе, МХК. В 9-11-х классах межпредметное планирование основывается на разработке тематических блоков изучаемого периода, реализуемого через систему семинарских занятий.
Такой вид планирования является новой формой структурирования и систематизации учебного материала. Он представляет собой таблицы, содержащие тему, краткий план урока, исследовательскую проблему или задачу, виды работ на уроке, словарь терминов по теме.
Примером такого подхода к составлению тематического плана является предлагаемый ниже фрагмент межпредметного планирования для 7-го класса.
Фрагмент межпредметного планирования для 7-го класса