Трагическая судьба народа в творчестве Александра Довженко
Как настоящий художник, Александр Довженко безгранично любил свой украинский народ, судьба которого глубоко волновала художника. Писателя захватывало то, что несмотря на темноту и бедность, украинскому народу удалось сохранить чистоту душ, волелюбимость и высокую мораль. О трагизме народной судьбы, испытания и страдания во время Второй мировой войны, с жгучей болью и гневной страстью говорит А. Довженко в киноповести «Украина в огне» и «Дневник».
Эти произведения являются гневным осуждением тоталитарной системы, которая бросила
Александра Довженко приводило в негодование и то, что в Украине не изучалась собственная история. Это «где же и рождаться, где плодиться дезертирам, как не у нас. Где расти слабым духом и продажным человеком, как не у нас», — с горечью записывает Довженко в дневнике 14 апреля 1941 года. Как по тем
Художника волновало выживет ли его народ «в этой страшной войне, или погибнет от немцев, от болезней… от голода, издевательств и истязаний». А когда придут свои, то народ «будет гибнуть от расстрелов и ссылок за участие в сотрудничестве». Перед глазами читателей обычное украинское село Тополевка, в котором живут многочисленные семьи Лаврина Запорожца, Куприяна Хуторного с сыновьями и дочуркой, Мины Товченника, Василия Кравчины, партизан, бойцов, а также представителей вражеского лагеря — предателя Заброды, немецкого полковника фон Крауза.
В основе «Украина в огне» — жестокие будние войны, драматизм переживаний людей, прикрытая и скрытая правда о народе и его бедствиях, потому что: «Здесь боролись бессмертие со смертью».
Панорама изображаемых событий расширяется и углубляет благодаря масштабности и динамичности, кинематографическому калейдоскопу изображенного. В который раз уже в ходе своей истории Украина стала большой руиной. Осуждая войну, фашизм, писатель раскрывает его глубокую «психологию». Об этом цинично рассказывает фон Крауз своему сыну: «Тебе нужно знать, у этого народа… нет государственного инстинкта. В них нет вечных истин.
Поэтому среди них так много предателей». Фашисты тщательно готовились к войне, хорошо выучили недостатки людей коммунистической системы. Но все же украинский народ жил верой в победу над большим человеческим злом — фашизмом.
Поэтому главной в произведении является проблема национального самосознания человека и народа, которая полностью раскрывается в словах бойца-патриота Василия Кравчины. Он подчеркивает: «Нас много. Нас миллионы…, которые прошли через огонь страданий, прокуренных и прожженных в боях и невзгодах…» Отсюда — и глубоко гуманистическая концепция киноповести, и определяющим является для писателя эпический конфликт между человеком-личностью и человеком-винтиком.
Содержание описанного в повести — это ужас войны, о котором не забудут потомки с возрастом, потому что это такая боль, такое осквернение украинского народа, которая лежит за пределами негодования и отчаяния. Но этого не хотел видеть наш «большой отец народов», так как большая часть в этой трагедии принадлежит и ему.
На такой вызов против тоталитарной системы и своей личности Сталин, конечно же, не мог не отреагировать. Произведение было запрещено в печать и постановку, а сам А. Довженко до самой смерти Сталина будет находиться у него в немилости. Впервые повесть «Украина в огне» была напечатана лишь в 1966 году, и ее назовут первой всенародной трагедией, из-за позаимствованного автором шевченковской направленности.
А. Довженко постоянно задумывался над тем, что ожидает его родной народ после войны, «или соберется он снова на Украине, …или останется там, а на наши руины приедут чужие народы и образуют на ней мешанину?» Эти вопросы и до сих пор волнуют многих потомков великого оптимиста. Не обошла стороной трагедия украинский народ и в последние времена. Она отразилась в бездумных проектах преобразования природы, от которых страдает не только экология, но и духовность.
Ярким примером являются слова писателя, сказанные о Каховском море: «Новое наше море — новое наше горе».