Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза»
Рассказ «Корова»
Урок 1
Рассказ «Корова» читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. В оставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от прочитанного.
Примерные вопросы:
Как вы думаете, о чем этот рассказ? Каково ваше настроение после прочтения? О чем хочется думать, говорить?
Может, вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чем-то очень важном?
Домашнее задание. Собрать материал о Васе .
Урок 2
На этом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения
— Что вы узнали о Васе Рубцове?
— Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?
— О чем мечтают Дети такого возраста, как Вася? О чем мечтаете вы? Посмотрим, о чем мечтает Вася.
— Это мечта обычного ребенка. Но в чем ее особенность?
— Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика с неизвестным человеком.
— Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор? Какие моральные качества ценит Платонов?
Запишите в тетрадь
Попытаемся пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.
— Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе?
— Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.
— Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.
Необходимо обратить внимание на ключевые слова при описании паровоза: «паровоз бился в тяжелой работе», «машине было трудно», «Вася хотел побыть около нее, словно этим он мог разделить ее участь», «паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла», «а ты ступай помогай паровозу», «паровоз враз… завертел колесами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу».
— Какую часть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий человека?
Назовите литературный прием, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?
— Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю «полным человеком»?
На доске сделана запись в помощь ученикам: Полный — 1) содержащий что-то внутри ; 2) наполненный — наполнить, заполнить.
— Когда же Вася ощущает себя «полным человеком»?
Домашнее задание. Собрать материал о корове, перечитать сочинение Васи и поставить за него оценку. Обосновать ее.
Урок 3
Обобщающее слово учителя. На прошлом уроке мы размышляли о том, кто такой человек, каким содержанием наполняет это слово Платонов в рассказе «Корова». Мы пришли к выводу, что «полный человек» — это такой, который воспринимает окружающий мир живым, это человек, который не мыслит себя без связи с этим миром. А мир, в свою очередь, волнует и влечет его. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: в чем счастье «полного человека»?
Эпиграфом к уроку взяты слова Платонова: «…исполняется моя долгая детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце».
— Давайте обратимся к вашему домашнему заданию.
Описание коровы: «серая степная корова черкасской породы», «добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива», «нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками», «крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди», «нежадный рот».
— Какой вывод мы можем сделать?
— Какие еще эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?
Затем учащиеся перечисляют действия коровы, и учитель обращает их внимание на синтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные? Почему автор использует такие длинные, тяжеловесные фразы?
Обратите внимание, какое слово я употребила.
— Какие слова вы сами подберете для того, чтобы описать состояние коровы?
Значит, в описании коровы Платонов использует прилагательные, глаголы, которые помогают нам почувствовать всю боль, все неуемное горе коровы.
— А что же наш герой?
— Как назвать состояние Васи одной фразой?
— Какой фразеологизм мы можем употребить для характеристики человека, который способен вместить в собственное сердце чужую боль?
— Давайте подумаем, в чем счастье людей, подобных Васе?
В этой части урока можно поразмышлять вместе с учениками о том, что такое счастье, что значит быть счастливым. Счастливый — испытывающий полное и высшее удовлетворение, очень довольный, полный радости .
— Прочитайте сочинение Васи. Определите его тему, жанр, идею. Выставите оценку.
— Почему, несмотря на ваши замечания, рука не поднимается ставить «двойку»? Почему автор не рассказал о том, как оценила учительница это сочинение?
— Как вы думаете, какой это вопрос?
— Как ответил бы на этот вопрос герой рассказа и сам автор?
Домашнее задание. Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ «Июльская гроза». Собрать материал о героях: Наташе, Антошке, их родителях, дедушке и бабушке.
РАССКАЗ «Июльская гроза»
Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Платонова и знакомимся с рассказом «Июльская гроза».
Когда герой рассказа четырехлетний Антошка «смотрел на склоненные колосья», он «понимал, что это растет хлеб, первое добро жизни, чем держатся люди». Нам предстоит ответить на вопрос: «А чем еще держится человеческая жизнь?»
— Передайте краткое содержание рассказа.
Уточним одну деталь: возраст героев.
— Итак, герои рассказа — дети.
Проследим, как ведет себя каждый из детей по дороге к бабушке.
(Наташа: «…несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на нее от усталости»; «с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из ее чащи, где обязательно кто-нибудь живет и таится, и думала, куда ей тогда спрятать брата, чтобы он хоть один остался живым… И старшая сестра повязала брату платок на голову, а сама пошла простоволосая, так ей было спокойнее на душе»; она «огляделась вокруг — когда же будет Панютино? — и увидела крылья мельницы, подымающиеся из-за ее дальних хлебов. Девочке теперь стало не так страшно находиться под безлюдным солнцем, в грустном шуме ржи и в тишине ровного полуденного ветра…»; она «понюхала воздух — пахло соломой, молоком, горячей землею, отцом и матерью.
Это было ей знакомо и мило, и девочка понесла брата дальше»; девочка «вся согнулась от тяжести брата; одной своей рукой она удерживала обнимавшие ее руки Антоши, чтоб они не разлучились, а другой ухватилась за его штанину, чтоб ноги мальчика не висели в воздухе и он не сползал вниз».
Антоша: «…он теперь обнял сестру вокруг шеи и дремал, свесив голову на плечо Наташи».)
— Каково психологическое состояние Наташи? Как автор объясняет, почему успокоилась Наташа? Охарактеризуйте состояние Антона и сделайте вывод о том, какие отношения существуют между детьми в данный момент.
соломой, но матерью и отцом.)
— Кого встречают дети по дороге? Зачитаем портрет старичка: «…из глубины хлебов вышел худой, бедный старичок с голым, ничем не заросшим незнакомым лицом, ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нес за спиной плетеную кошелку».
— Какие детали в портрете старичка автор делает значимыми и почему? О чем эти детали говорят вам?
— Посмотрим, как ведут себя дети и старичок при встрече.
(«Нестрашный! — подумала Наташа. — А пусть бы только тронул, я бы сама ему дала изо всех сил, он сразу бы умер…»
Старичок «поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, снял шапку, свалянную из домашней шерсти, поклонился и прошел мимо».)
— Покажите с помощью ключевых слов разницу в поведении героев и скажите, с какой целью автор подчеркивает эту разницу.
— Как сам автор объясняет существующую разницу в поведении?
— Обратим внимание на отдельные словосочетания — «болящее счастье», «бессмертная жизнь», — а также на предложение с противительным союзом А. Как вы понимаете значение этих синтаксических единиц?
— В рассказ Платонов вводит еще ряд персонажей старшего поколения. Что мы знаем о них?
— Как вы назовете человека с такой мечтой? На какого героя он похож?
— А бабушка детей? Как она ведет себя при появлении детей?
(«Еще с утра, спозаранку она наложила солому в печь, а белое тесто стояло со вчерашнего вечера…»; «оглядела улицу и дорогу, ведущую в ржаное поле, — может, кто-нибудь покажется». «Ульяна Петровна заметила, что Наташа, чем более подрастает, тем делается лучше и задумчивей с лица и все более походит на нее, когда бабушка была девушкой. Тронутая такой добротой жизни, которая снова повторила ее во внучке, чтобы каждый, посмотрев на Наташу, вспомнил бы Ульяну Петровну после ее смерти, утешенная, довольная, бабушка сказала:
— …чем же мне жить-то, кроме вас!»)
Далее учащиеся по ролям читают диалог детей и бабушки до слов: «…и пошла в выход за припасами, обрадованная, что добра у нее много и есть кого кормить».
— Давайте подумаем, с какой целью писатель вводит в рассказ о детях несколько представителей старшего поколения.
— Почему же дети не задерживаются у бабушки надолго несмотря на такую заботу о них?
(«В избе пахло горячей землей, сытыми печеными блинами и дымом, а за окном светило солнце над незнакомой травою чужой деревни». «Там было чисто, скучно… и заунывная жара светила в окно». «Наташа подошла к окну… ей хотелось увидеть на улице что-нибудь знакомое или родственное, как у них в колхозе были ей знакомы плетни, трава, деревья. Но под окном бабушки рос один только маленький куст, его листья были покрыты пылью, он слабо шевелил ветвями, он истомился от жары и суши и жил точно во сне.
— …Я к маме хочу, — попросился Антоша».)
— Какие детали передают психологическое состояние детей?
— Что происходит в дороге? Понаблюдайте, как ведут себя дети в грозу.
(Наташа: «…спешила изо всех сил, ей лишь хотелось бы только донести Антошку домой»; «она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегши на него сверху, и спрятала прежде всего его голову в своих объятиях, тесно прижав всего брата к своему телу. Град бил по Наташе, по ее голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо»; «она пересадила Антошку со спины к себе на руки, чтобы в него меньше попадал дождь и чтобы молния сверху сперва не ударила в него, и снова побежала вперед».
Антоша: «…боялся того, что с ним будет теперь, но его интересовали туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное, а он бы посмотрел, но только бы не умер. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же, как пахло все в их избе — и хлеб, и сени, и деревянные ложки, и подол матери».)
Значит, Наташа ведет себя как «маленькая женщина», олицетворяя для Антоши маму. Ею движет одно желание — спасти, уберечь, защитить Антошу от грозы. А маленький брат очень любопытен, ему хочется все увидеть и ничего не пропустить.
Но это до определенного момента.
— Как этот момент обозначен в композиции рассказа?
(«Наташа села возле ржи и изо всех сил прижала к себе Антошку… закричала криком, как большая женщина, чтоб ее услышали и помогли. Но брат ее, посидев немного под дождем, сказал сестре:
— Давай копать яму, мы туда спрячемся…
Брат и сестра, боясь грома, загодя схватились руками друг за друга и прильнули лицами один к другому… и прижимались друг к другу, желая согреться.
— Вы ктой-то? — хрипло спросил их близкий, чужой голос».
— Поработаем со словом писателя. «Желая согреться». О каком тепле идет речь? «Близкий и чужой голос». У Платонова эти понятия однородны.
Как вы понимаете их однородность?
Итак, и Наташа, и Антон во время грозы — только дети. Наташа, оберегая брата, вдруг поддается на его детское рассуждение. Но лишь вместе они могут выжить.
— Кто спасает детей? Необходимо провести работу, подобную той, что уже проводилась, когда мы впервые встречались с этим персонажем: портрет, действия.
В портрете старика привлекает повтор , подчеркивающий открытость старика.
Действия: «…он надел свою шапку на голову Антошки и, согнувшись, касаясь руками земли, велел ребенку полезать к нему в кошелку за спиной… Еще раз пригнулся, взял Наташу себе спереди на руки и пошел под дождем… унося на себе двоих детей. У старика надулись жилы на шее, он сгорбился, дождь и пот обливали его тело и лицо, но он шел привычно и терпеливо.
— Спасибо град не пошел. Он бывает с голубиное яйцо — побил бы детей».
Следовательно, несмотря на свою старость, старик терпеливо несет детей домой, переживая при этом, что град мог побить детей, а не его.
— Давайте подумаем, случайно ли автор акцентирует наше внимание на том, что пожилой человек спасает детей? Как это выражается в разговоре председателя с отцом детей?
Зачитывается эпизод со слов «Егор Ефимович его знал…» до слов «Ребятишки — дело непокупное, и для сердца они больны, как смерть, а бык не то, быка и второй раз за деньги можно купить».
Значит, заботиться нужно о детях ради будущего, передавая весь свой опыт — и общения, и любви, и жизни — им.
— На фоне чего разворачиваются все описанные события?
— Следовательно, все это надо сохранить, чтобы каждый чувствовал и видел эти неяркие приметы своей малой родины. А возможно это лишь соблюдая принцип «возлюби ближнего своего как самого себя», не нарушая, а сберегая связь времен и поколений.