Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в отчизне не прощусь
Никто о мне не пожалеет!
Одиночество
Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой…
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. Так, в стихотворении «Желанье» , написанном в 1832 году, лирический герой просит сначала как будто только
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Но во второй части появляется «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая… Усыплял и пробуждал». Повторы, обилие внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты фольклорной песенности. «Узник» написан под арестом перед первой ссылкой.
Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Первой строфе из восьми строк противостоят две таких же.
Вторая часть начинается-словами: «Но окно тюрьмы высоко…», а заканчивается — «ходит в тишине ночной безответный часовой».
«Черноокая» и конь здесь тоже фигурируют, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы. К «тюремной» теме примыкает тема изгнанничества. «Тучи» . Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы свободы и беспечности, а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя — лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания».
Неслучайно обращение к тучам нежное — «тучки», а в заглавии стоит мрачное «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною».
Жанр «Туч» — соединение элегии с романсом. Для романса характерно мелодическое трехчастное построение: сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе. Вопросы героя выражают не только тоску, но и бесконечное одиночество героя-изгнанника.