Творчество Антонио Мачадо
Антонио Мачадо , один из крупнейших испанских поэтов XX века, начал свой творческий путь под сильным воздействием испанского и испано-американского модернизма. Однако уже в самых ранних сборниках стихов поэта — «Уединения» и «Уединения, галереи и другие стихотворения» -сквозь пелену модернистских образов и настроений прорывался присущий ему гуманизм и пристальный интерес к народному творчеству. Эти черты ярко обнаружились в стихотворениях сборника «Поля Кастилии» .
Книга А. Мачадо, в особенности в расширенном издании
В стихотворениях сборника «Поля Кастилии», особенности в знаменитой поэме «Земля Альваргонсалеса», включенной в книгу, обнаруживается зрелое поэтическое мастерство Л. Мачадо, который, обращаясь к народной поэтической традиции, углубляет и обогащает ее завоеваниями современной поэзии.
Принципам гуманизма, гражданственности и народности А. Мачадо сохраняет верность и в последний период своего творчества. Наивно полагая, что искусство, поэзия могут стать силой, преодолевающей общественные противоречия, Мачадо в 20-х годах ищет в своих стихах синтез философского и поэтического начал. Это стремление к созданию новой философской поэзии получило выражение в «Апокрифических песенниках Абеля Мартина и Хуана Майрены» , в которых размышления о смысле жизни, в том числе и близкие к экзистенциализму идеи, мысли о родине, о человечестве поэт вложил в уста двух вымышленных философов-поэтов.
Поиски синтеза философии и искусства были характерны и. для вышедшего раньше сборника «Новые песни» , в котором напечатаны и знаменитые «Песни к Гиомар» — великолепный образец искренней и глубокой любовной лирики. В стихах сборника, в противовес «левому» искусству, отвергавшему традицию, Мачадо стремится раскрыть неисчерпаемые возможности традиционных поэтических форм народного искусства и классической культуры прошлого для выражения современных идеалов. Этот синтез традиции и новаторства присущ и последним стихам А. Мачадо, созданным уже в годы национально-революционной войны.
Деятельность таких мастеров культуры, как Р. дель Валье-Инклан и А. Мачадо, оказала огромное влияние на формирование жизненных и творческих идеалов молодого поколения-испанских писателей. Как и в других странах Западной Европы, послевоенное поколение испанских писателей вступило в литературу под знаком глубокого идейного и духовного кризиса; свидетельством этого было возникновение различных авангардистских школ.
Одной из первых возникла в 1918 году группа так называемых креасионистов во главе с чилийским поэтом Висенте Уидобро, призывавшим «творить поэмы так же, как природа творит деревья» спонтанно, стихийно, без участия в этом процессе сознания. Модификацией «креасионизма» стал в Испании «ультраизм», девиз которого — икга — провозгласили в конце 1918 года молодые критики и поэты. Они отрицали объективное содержание искусства, объявляли единственной целью поэзии, по выражению одного поэта, «чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова».
Это лишало поэзию всякого познавательного значения, превращало поэтический образ в бессмысленную и бессодержательную игру, в средство выражения чисто субъективных, недоступных «непосвященным» ассоциаций. Хотя в начале 20-х годов ультраистские идеи пользовались популярностью в среде молодежи, их сторонники не создали ни одного сколько-нибудь значительного произведения, а к середине этого десятилетия большинство из них отошло от «ультраизма».