Герой «повести в XVI главах» В. Я. Брюсова «Огненный ангел»
«Огненный ангел» был задуман как стилизация под подлинный текст XVI века, рукопись, дошедшую в поздних списках и впервые изданную на русском языке с предисловием Брюсова. Поэтому за предисловием Брюсова следовало заглавие, стилизованное под заголовки эпохи Возрождения: «Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о. дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой
«Повесть» строится как исповедь или воспоминания Р., в которых он рассказывает историю собственной жизни. Рупрехт бывший студент Кельнского университета, приезжает на родину из Америки, где он жил в течение пяти лет.
Его история в чем-то напоминает историю евангельского блудного сына: он украл у отца 25 луидоров и бежал из дома в надежде разбогатеть, но вместо этого он растратил свое имущество. В отличие от евангельского
С детства ей стал являться «огненный, в белоснежной одежде ангел», называвший себя Мадиэлем.
Он носил ее по небу и показывал «неземные, лучезарные селения». Когда Рената стала девушкой, она захотела сочетаться с Мадиэлем, и он в конце концов обещал ей явиться в образе человека.
Спустя два месяца в их местность приехал молодой граф Генрих фон Оттергейм. Рената признала в нем Мадиэля, хотя он и не подтверждал ее догадки, не хотел признавать, что они были знакомы прежде. Рената поселилась в замке графа Генриха, но в конце второго года их жизни он оставил замок и покинул ее.
Рената просит Р. разыскать Генриха, и он, полюбивший Ренату, отправляется вместе с ней на поиски. Желая помочь Ренате, Р. вступает в сношения с духами, он погружается в изучение оккультных наук и даже попадает на шабаш к ведьмам. В описание занятий Р. магией Брюсов вложил многое из собственного опыта занятий оккультизмом.
Между героями повести выстраивается роковой треугольник, в котором граф Генрих воплощает небесную любовь, а Рупрехт — демонические соблазны. Действие повести развертывается на фоне исторических событий в Германии 1534-1535 годов, среди ее действующих лиц есть реальные исторические деятели , а также мифологические персонажи , упоминаются реальные исторические события . Стилизация под рукопись XVI века была исполнена столь мастерски, что немецкий переводчик повести принял ее и в самом деле за издание вновь обнаруженной рукописи XVI века, дошедшей в позднейших списках.
Повесть оканчивается гибелью Ренаты, которую за сношения с дьяволом сожгли на костре. Но сюжет имел продолжение за рамками повести, поскольку ее основное сюжетное ядро, которое образовывал роковой треугольник Рената — Р. — Генрих, отражало сложные любовные переживания Брюсова на почве его увлечения начинающей писательницей Ниной Петровской, незадолго до этого пережившей роман с Андреем Белым.
Роман Брюсова с Петровской начался со спиритических сеансов, и не случайно в повести отношения героев погружены в оккультизм. В процессе сочинения Брюсов в буквальном смысле слова изучал реакции Андрея Белого на те или иные собственные поступки; не подозревая о целях, которые при этом пре следовал Брюсов, Белый испытывал мистический ужас перед символикой писем и записок, а также стихотворных посвящений, которые направлял ему Брюсов; смысл затеянной игры прояснился для Белого лишь после публикации, о чем он писал в мемуарах. Еще более трагическим было влияние этого произведения на жизнь Нины Петровской: она оставила мужа; после разрыва с Брюсовым навсегда покинула Россию, и последующая жизнь в эмиграции стала для нее медленным умиранием от алкоголизма и наркомании.
Современники были склонны обвинять в ее трагедии Брюсова, но и в его жизни повесть сыграла роковую роль: по многим свидетельствам, привычку к потреблению морфия привила ему Нина Петровская.
Сюжет повести был использован в одноименной опере С. С. Прокофьева, героиней которой сделалась Рената, оттеснив других персонажей.