«Тщеславие! Это всегда наше «я»». Согласны ли вы с этим утверждением Бальзака?
Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака — Гобсеку.
Гобсек — герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как символ безудержного стремления к накопительству. Страсть к накопительству привела Гобсека в конце жизни почти к помешательству. Лежа на смертном одре, он слышит, что где-то недалеко покатились золотые монеты, и пытается их найти. «Живоглот», «человек-вексель», «золотой истукан» — так называет ростовщика стряпчий Дервиль. Гобсек считает, что «в золоте сосредоточены все силы человечества».
Долгие
К зрелому возрасту Гобсек накопил достаточное состояние, чтобы стать ростовщиком и «властителем Парижа», «тихоньким, никому не ведомым». Он стал одним из десяти людей в Париже, которые правили этим городом.
И все же, мне кажется, Гобсек не был простым стяжателем и накопителем золота. Гобсек был мудрым, человеком, философом. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо
Гобсек уверен, и с ним нельзя не согласиться: «незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас природой, — инстинкт самосохранения». Многое в жизни человек делает для себя, чтобы потешить свое «эго». Не только Гобсек, но и Дервиль, и Максим де Трай, и Анастези де Ресто думают прежде всего о себе.
«Тщеславие! Это всегда наше «я». А что может удовлетворить наше тщеславие?
Золото…» — уверен Гобсек. Я могу согласиться с первой частью этого утверждения. Да! Почти все, к чему стремится человек: успех в делах, благополучие семьи, материальный достаток, определенное положение в обществе — все это ради себя, ради собственного тщеславия . Хочется доказать себе, что ты чего-то стоишь в этой жизни, что с тобой считаются. Но ведь есть люди, которые умирают за идею!
Думаю, в этом тоже есть некоторая доля тщеславия. Конечно, есть альтруисты, которые думают о себе в последнюю очередь. Но таких все-таки меньшинство.
А хорошее, не чрезмерное, тщеславие должно быть у каждого уважающего свое «я» человека.
Если же говорить о второй части высказывания, то я думаю иначе: наше тщеславие может удовлетворить не только золото, но и развитый ум, уважение других людей, любовь близких. То, что нельзя купить за золото.
Печально было наблюдать, как мудрый и предприимчивый Гобсек в конце жизни превратился в обычного скрягу и стяжателя. Все-таки золото исковеркало душу героя, превратило его сердце в пепел.