— избегает зрительного и телесного контакта; — развитие речи не соответствует возрасту, речь отсутствует полностью, или ребенок не понимает речи. Часто кажется, что у ребенка нарушение слуха, так как он не реагирует на речь. Может наблюдаться регрессия речи, часто речевая реакция бывает своеобразной. Например, ребенок отвечает на заданные утром вопросы, отвечает на вопрос повторением этого вопроса; — делает повторяющиеся монотонные бесцельные движения руками, ногами, головой или телом.
Он может щелкать пальцами, прыгать на месте,
кружиться ; — крайне нервно реагирует на любые изменения. Его раздражают изменения в помещении, времени, месте, и это может стать причиной сильных протестов; — не играет с другими детьми и держится отдельно, не ищет контактов со сверстниками; — сверчувствителен к определенным звукам и голосам, запахам или вкусам, и они могут вызвать буйную реакцию; — предпочитают находится в своем мире, где он может часами заниматься монотонной и бесцельной деятельностью; — повторяет слово в слово заданные ему вопросы или услышанные предложения, наблюдается эхололия; — имеет необычные для своего возраста интересы, которыми
занимается подряд в течение продолжительного времени, например, учит наизусть расписание поездов, рисует флаги разных стран…; — очень хорошо запоминает некоторые детали, например, номера или факты, но не запомнить неинтересные ему вещи; — не понимает чувства других людей и поэтому реагирует неуместно, например, начинает смеяться в неподходящих ситуациях. Более половины детей с аутизмом имеют нарушения сна и тяжелое засыпание, часто сон непродолжителен, и ребенок поздно засыпает. Свойственные аутизму проблемы встречаются в различном сочетании и с разной интенсивностью, поэтому все Дети с аутизмом уникальны и нуждаются в индивидуальном подходе. —