Сочинение по сюжету произведения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству оказалось сильнее. Что есть красота.

Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов

поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.

Лицо коня прекрасней и умней Он слышит говор листьев и камней Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой рощи рокот соловьиный. На темный небосклон Восходят звезд соединенья И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах Глаза горят как два огромных мира Игриво стелятся, как царская порфира

Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому,

что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты. Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении Сентябрь. Стихи построены на контрастной игре темного и светлого начал.

Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления . Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром . Атмосфера дождя передана и в звукописи аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра.

Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке.

Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости. Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце. Это символ счастливого слияния природы и человека.

Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки лица. Подчас он употребляет выражения лицо коня, лицо зверей, этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек это только развитие того, что заложено в природе. Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других ставит вопрос: Что есть красота.

Поэтической манере Заболоцкого близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы. Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Вот и стихотворение Некрасивая девочка представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема источник противочувствия. Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение.

Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.

Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка Заправлена в трусы худая рубашонка Колечки рыжеватые кудри Рот длинен, зубки кривы Черты лица остры и некрасивы И одновременно дается внутренний слепок с души. Чужая радость так же, как своя Томит ее и вот из сердца рвется И девочка ликует и смеется Охваченная счастьем события.

З реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка! . Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не хрупкая игрушка. З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду.

Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль.

В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда , а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие . Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару . Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором Заболоцкого. Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения.

Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, что есть красота, но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ огня, мерцающего в сосуде, который является символом добра и человечности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сочинение по сюжету произведения Заболоцкого «Некрасивая девочка»