Система образов в пьесе «Гроза» А. Н. Островского

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

В системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Кабановой и Дикому. Однако она противостоит всем

остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, которая разыгрывается на их глазах.

Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается одинокой и непонятой. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному Островским с нескрываемой симпатией. Показательно, что Кулигин и Катерина ни разу не разговаривают друг с другом, не видно даже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются.

Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Кулигин — типичный просветитель.

Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему на пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетельности грозы, цитируя Ломоносова и Державина. Его иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле — дело заведомо невозможное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покоряться!

А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда — это самообман. Таким же самообманом является пребывание в Калинове Бориса.

Что сказать о Борисе, да и о Тихоне? Как к ним относиться? Сами-то они страдают от «темного царства» или живут в полном согласии с его законами?

Способны ли они подняться до понимания всего ужаса своего положения?

Трудность заключается в том, что в данном случае однозначные ответы вряд ли возможны. Униженное положение Бориса, Тихона и других есть одновременно и их вина, и их беда. С одной стороны, они, конечно, являются жертвами «темного царства», которое изуродовало, искалечило их судьбы. Но, с другой стороны, они принимают власть сложившихся обстоятельств. Личностное начало развито в них все еще недостаточно.

Но очень важно, что оно растет. Кулигин на протяжении пьесы не изменяется: характер его дан уже сложившимся, образ его статичен.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Система образов в пьесе «Гроза» А. Н. Островского