Поэзия «шестидесятников» в вопросах и заданиях
1 Прочитайте стихотворение Ильи Эренбурга Да разве могут Дети юга… . В чем его иносказательный смысл? Как открывается через это стихотворение эпоха «оттепели»? Рассмотрите эмблему журнала Юность, родившегося в эти же годы . Как в облике «девушки-весны» с линогравюры Стасиса Красаускаса символически отразилось ощущение времени?
Да разве могут дети юга, Где розы блещут в декабре, Где не разыщешь слова «вьюга» Ни в памяти, ни в словаре, Да разве там, где небо сине И не слиняет ни на час, Где испокон веков поныне Все то же лето тешит
1958
2 Прочитайте вступление к поэме Евгения Евтушенко Братская ГЭС.
Молитва перед поэмой
В. Катаев и Е. Евтушенко.
Поэт в России — больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь
Культуры не хватает… Нахватанность пророчеств не сулит… Но дух России надо мной витает и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь, готовый и для смерти, и победы, прошу смиренно помощи у вас, великие российские поэты… Дай, Пушкин, мне свою певучесть, свою раскованную речь, свою пленительную участь — как бы шаля, глаголом жечь. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд, своей презрительности яд и келью замкнутой души, где дышит, скрытая в тиши, недоброты твоей сестра — лампада тайного добра. Дай, Некрасов, уняв мою резвость, боль иссеченной музы твоей — у парадных подъездов и рельсов и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу. Дай мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой. О, дай мне, Блок, туманность вещую и два кренящихся крыла, чтобы, тая загадку вечную, сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней, смущенье веток, сращенье запахов, теней с мученьем века, чтоб слово, садом бормоча, цвело и зрело, чтобы вовек твоя свеча во мне горела. Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим. Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас, непримиримость грозную к подонкам, чтоб смог и я, сквозь время прорубясь, сказать о нем товарищам-потомкам…
1964
Роберт Рождественский
Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности их стиля. На какие произведения этих поэтов намекает Евтушенко? Приведите примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.
Какие риторические и публицистические приемы использует поэт? С какой целью? Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими?
Почему?
Андрей Вознесенский
3 Писатель В. П. Катаев назвал поэзию Андрея Вознесенского «депо метафор». У Вознесенского не заяц на охоте бежит, а «в ужасе по снегам скачет крови живой стакан»; кот, «как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир»; из псов, «как из зажигалок, светят тихие языки», а чайка — это «плавки бога». «После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары», — скажет о своем друге Евтушенко. Обратившись к сборнику стихов Вознесенского, составьте словарь его метафор . Подумайте о том, как организовать материал . Проведите сравнение метафор Маяковского и Вознесенского.
Можно ли говорить здесь о продолжении традиции, о диалоге, споре?
4Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского Гойя. Сопоставьте его с ранней лирикой Маяковского .
Гойя Я — Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я — Горе.
Я — голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди Возмездья! Взвил залпом на Запад — я пепел незваного гостя! И в мемориальное небо вбил крепкие звезды — Как гвозди.
Я — Гойя.
1959
5 Прочитайте стихотворение Роберта Рождественского Горбуша в сентябре идет метать икру… .
Горбуша в сентябре идет метать икру… Трепещут плавники, как флаги на ветру. Идет она, забыв о сне и о еде, туда, где родилась.
К единственной воде. Угаром, табуном, лавиною с горы! И тяжелеют в ней дробиночки икры…
Горбуша прет, шурша, как из мешка — горох. Заторы сокруша. И сети распоров. Шатаясь и бурля, как брага на пиру, горбуша в сентябре идет метать икру… Белесый водопад вскипает, будто пунш, когда в тугой струе — торпедины горбуш.
И дальше — по камням. На брюхе — через мель! Зарыть в песок икру. И смерть принять взамен.
Пришла ее пора, настал ее черед… Здесь даже не река, здесь малый ручеек. В него трудней попасть, чем ниткою — в иглу… Горбуша в сентябре идет метать икру! Потом она лежит — дождинкой на стекле…
Я буду кочевать по голубой земле. Валяться на траве, пить бесноватый квас.
Но в свой последний день, в непостижимый час, ноздрями ощутив последнюю грозу, к порогу твоему приду я, приползу, приникну, припаду, колени в кровь сотру…
Горбуша в сентябре идет метать икру.
Как бы вы определили тему стихотворения? Можно ли говорить о его иносказательном смысле? Стихотворение очень экспрессивно.
Какую роль в создании этой экспрессии играют градация, повторы, метафоры, сравнения, звукопись? Приведите примеры.
6 Прочитайте два стихотворения Роберта Рождественского. Какую смысловую роль играют в них финальные строки?
Может быть, все-таки мне повезло, если я видел время запутанное, время запуганное, время беспутное, которое то мчалось, то шло. А люди шагали за ним по пятам. Поэтому я его хаять не буду…
Все мы — гарнир к основному блюду, которое жарится где-то Там.
Булату Окуджаве
Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест. Я тащил на усталой спине свой единственный крест. Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова. И разжег я костер на снегу. И стоял.
И смотрел, как мой крест одинокий удивленно и тихо горел… А потом зашагал я опять среди черных полей. Нет креста за спиной…
Без него мне еще тяжелей.
7 Прочитайте стихотворения Беллы Ахмадулиной Строка И Другое. Какая тема их объединяет и каково авторское отношение к ней?
Строка
…Дорога не скажу куда…
А. Ахматова
Пластинки глупенькое чудо, проигрыватель — вздор какой, и слышно, как невесть откуда, из недр стесненных, из-под спуда корней, сопревших трав и хвой, где закипает перегной, вздымая пар до небосвода, нет, глубже мыслимых глубин, из пекла, где пекут рубин и начинается природа, — исторгнут, близится, и вот донесся бас земли и вод, которым молвлено протяжно, как будто вовсе без труда, так легкомысленно, так важно: …Дорога не скажу куда… Меж нами так не говорят, нет у людей такого знанья, ни вымыслом, ни наугад тому не подыскать названья, что мы, в невежестве своем, строкой бессмертной назовем.
Другое
Что сделалось? Зачем я не могу, уж целый год не знаю, не умею слагать стихи и только немоту тяжелую в моих губах имею?
Вы скажете — но вот уже строфа, четыре строчки в ней, она готова. Я не о том. Во мне уже стара привычка ставить слово после слова.
Порядок этот ведает рука. Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило — не строка — другое что-то. Только что? — забыла.
Да, то, другое, разве знало страх, когда шалило голосом так смело, само, как смех, смеялось на устах и плакало, как плач, если хотело?
1966
Белла Ахмадулина
Согласны ли вы со словами М. Н. Эпштейна о стихах Беллы Ахмадулиной: «Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы: поэтическое слово оказывается просторней, чем окрестность… плодородней, чем почва, и вместе с тем тянется к природе… Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире…» Как вы понимаете название стихотворения Другое? О каком таинстве поэтического мира размышляет в нем лирический герой?
8 Прочитайте Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине Б. Ахмадулиной. Составьте к нему историко-культурный комментарий. Как проявилось в этих стихах следование традициям и стремление к эксперименту?
1. Он и она
Каков? — Таков: как в Африке, курчав и рус, как здесь, где вы и я, где север. Когда влюблен — опасен, зол в речах. Когда весна — хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив. Рожден в Москве. Истоки крови — родом из чуждых пекл, где закипает Нил. Пульс — бешеный.
Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет. Когда разгневан — страшно смугл и бледен. Когда железом ранен в жизнь, в живот — не стонет, не страшится, кротко бредит.
В глазах — та странность, что белок белей, чем нужно для зрачка, который светел. Негр ремесла, а рыщет вдоль аллей, как вольный франт. Вот так ее и встретил
В пустой аллее. Какова она? Божественна! Он смотрит . Собаньская (Ржевуской рождена, но рано вышла замуж, муж — Собаньский,
Бесхитростен, ничем не знаменит, тих, неказист и надобен для виду. Его собой затмить и заманить со временем случится графу Витту.
Об этом после.) Двадцать третий год. Одесса. Разом — ссылка и свобода.
Раб, обезумев, так бывает горд, как он. Ему — двадцать четыре года. Звать — Каролиной. О, из чаровниц! В ней все темно и сильно, как в природе.
Но вот письма французский черновик в моем, почти дословном, переводе.
2. Он — ей
Я не хочу Вас оскорбить письмом. Я глуп … Я так неловок … Я оскудел умом. Не молод я …
Я молод, но Ваш отъезд к печальному концу судьбы приравниваю. Сердцу тесно … Кокетство Вам к лицу … Вам не к лицу кокетство.
Когда я вижу Вас, я всякий раз смешон, подавлен, неумен, но верьте тому, что я … что Вас, о, как я Вас …
1973
Все иллюстрации из журнала Юность. 2005. № 6.