Особенности курьезных стихов Ивана Величковского
Ивана Величковского год рождения неизвестен, умер в 1701 году. Украинский поэт эпохи барокко. Сохранилось мало сведений об этой личности. Известно, что некоторое время работал в Чернигове в типографии Л. Барановича, со временем стал священником в Полтаве.
Автор панегириков, эпиграмм, курьезных и лирических стихов религиозного и светского содержания, переводчик. Теоретик фигурного стихосложения. Самые известные произведения: «Стих к Лазарю Барановичу» , «Стих к Ивану Самойловичу» , сборники «Зегар с полузегарком» , «Млеко»
Давняя литература неразрывно связана с церковной тематикой. Будучи пресвитером полтавской Успенской церкви, то есть человеком глубоко религиозным, Иван Величковский, естественно, всеми способами старается увековечить славу Божью, донести и объяснить библейские истины об образе жизни: чему нужно радоваться, чего избегать. Общей является тематика произведений, но отличные способ стихосложения и структура книг. Сборник «Зегар…» состоит из нескольких частей. «Зегар» — стихи о каждой из 24 часов поры, в которых автор проводит параллели между библейскими числами и часами.
В «Полузегарке» разделены
Минет старчество Минет богатство Минут мучения
В «Квадрантесе» снова проводятся числовые параллели — с цифрой четыре:
Иоанн, Лука, Марк и Матфей в начале Чтут бога воплощение, то и его мать.
Сборник «Млеко…» начинается так же с посвящения Марии, а также стихов на герб митрополита В. Ясинского. И если в первом сборнике автор сравнивал звезды, которые на нем изображены, месяц и стрелу с видом часов, то во второй проводится параллель с «млечной дорогой», что в небе. Вдаваясь в объяснения причин, которые побуждали его к написанию стихов, автор подчеркивает, что они созданы наподобие иностранных, но во «славу Божью». К тому времени среди произведений «Малой России», по словам Величковского, таких стихов не было.
Автор ропщет, что написание их чрезвычайно сложное и требует много времени. Среди стихов представлены так называемое «эхо», в которых последние два слога являются будто эхом, отголоском, то есть дублируются, и являются вместе с тем ответом на поставленный вопрос:
Что плачешь, Адам: земного ли края? Рая.
Немалая часть сборника отведена разным «Ракам» — «литеральному», «словному», «прекословному», в них соответственно строки, слова могут читаться в обоих направлениях и выражают при этом то же самое или противоположное содержание. Стихи написаны так, что в одном стихе имеются лишь одинаковые громкие или все слова стоят в одном падеже. Выражая основные идеи, утверждая заповеди, повествуя библейские истории , автор подает теоретическое определение каждой из «поэтических штучек» и показывает их практически и при этом показывает достойное наследование мастерским владением языковыми средствами, мастерское объединение образности, содержания и формы.