Вопросы и ответы к первому тому романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Как можно объяснить название романа?
Война и мир — это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу интересов разных социальных групп, сложность семейных отношений, «диалектику души» отдельного человека, преодоление собственных слабостей и недостатков во имя душевной гармонии, согласия с самим собой . В лаконичном заглавии своей великой эпопеи Толстой отразил сущность целой исторической эпохи.
Как вы думаете, почему
Писатель считал, что началом произведения должен быть эпизод, из которого, как из фонтана, разбрызгивается действие в разные стороны, и роль в этом действии будут играть разные лица. Именно таким «фонтаном» стал вечер в салоне Шерер. Здесь мы знакомимся с общественно-политической обстановкой, отношением к ней разных групп дворянства, здесь же впервые видим будущих главных героев эпопеи: А. Болконского, П. Безухова, Курагина, слышим разговоры о Наполеоне и т. д.
Какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает?
Писатель
Отрицает Толстой лицемерие, подмену сущности поступков «приличной» формой. Именно по таким правилам живут Курагины, Друбецкие. Толстой, срывая маски, обнажает сущность людей.
Что сближает Андрея Болконского и Пьера Безухова и в чем их различие? В чем сходство и различие семейного уклада Ростовых и Болконских? Как Толстой раскрывает характеры героев — участников военных событий 1805-1807 годов ? Что мы узнаем об отношении народа к этой войне? Чем объясняется такое отношение?
Как вы думаете, почему именно в первом томе романа так ярко проявляется его антивоенная направленность? Почему, избегая участия в сражениях, чтобы сохранить армию, Кутузов дает Шенграбенское? Чем объясняет Толстой поражение союзников в Аустерлицком сражении?
Докажите, что всеобщий «аустерлиц» — итог первого тома романа.
Терпит поражение русская армия. Разбитым и униженным чувствует себя Кутузов. Рушатся мечты о славе князя Андрея, и его герой, Наполеон, кажется ему теперь маленьким и ничтожным. «Аустерлиц» наивного и неопытного Пьера — его женитьба на Элен Курагиной.
Не разобрался в происшедших событиях Николай Ростов. Благополучны только ничтожества, вроде Жеркова и ему подобных.
Многое должно произойти, чтобы и отдельные герои, и вся Россия преодолели свои «аустерлицы».