Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу-казню. Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловоррот!.. Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает — неизбежным становится запустение
Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин — «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы
Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем»настала каторга корежскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт.
Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей.
У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене: Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка-жена…
Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля — с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой: В игре ее конный не словит, В беде не сробеет — спасет. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.
Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин». Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.: Умерла Ненила; на чужой землице У соседа-плута — урожай сторицей… Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд.
Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»: Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный: Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил? Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина.
Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение » Железная дорога » Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей.
Некрасов зовет крестьянство к действию: Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. » Кому на Руси жить хорошо » — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна.
Об этом говорит один из героев, Яким Нагой: А горе наше мерили? Работе мера есть? Вино валит крестьянина, А горе не валит его?
Работа не валит? Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.
У каждого крестьянина Душа, что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику: Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа.
Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян. Многие современники Некрасова писали о народе.
Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков.
Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.