Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
Вот и пришло время, которое определяется словами на пороге взрослой жизни. Какая она будет, моя взрослая жизнь. Какие трудности и препятствия встретятся на путиСмогу ли я выстоять, победить, остаться человеком.
Думаю, что эти вопросы стоят перед каждым из моих сверстников. Большую роль в их решении играет наша великая литература, которую Н. Бердяев не зря назвал учительной. Именно она подарила нам образы героев-борцов, не останавливающихся перед трудностями, способных противостоять им.
Я очень люблю книги М. А. Шолохова. Страдающий Григорий,
Интересно уже то, что в рассказе Судьба человека М. Шолохов показал нам настоящего борца в условиях, которые, казалось бы, напрочь отметали все возможности какого-либо противостояния. Не менее важным, на мой взгляд, является и то, что писатель все время старается убить прямой пафос. Вспомним сцену пленения Андрея Соколова.
К нему, тяжело контуженному, подходят фашисты. Герой сел, так как неохота
Во внешнем облике героя автор подчеркивает глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской, что становится ясно: человек хлебнул горюшка по ноздри и выше. Да и свою исповедь Андрей начинает со слов: За что же ты, жизнь, меня так покалечилаЗа что так исказнила. Казалось бы, перед нами жертва трагических обстоятельств истории.
Однако это не так.
Вспомним сцену в церкви, куда поместили на ночлег военнопленных. Людей загнали в православный храм, осквернив святое место расстрелом пятерых солдат. Но именно здесь, когда каждый человек должен испытывать страх за свою жизнь, Андрей без колебаний вступает в борьбу за жизнь юного офицера.
Его психология, склад характера не позволили бездействовать: Не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира!.
Андрей не просто борец, он еще и обладает смекалкой, руководствуется народной мудростью. Он не будет лезть на рожон, искать никчемушной смерти, не бросится в ярости на обидчика, ибо эта борьба лишь эффектный порыв. Для Соколова вся жизнь борьба, и ведет он ее своими средствами.
Вспомним, как ярко проявилось это качество героя в сцене у Миллера. Полуживой от голода человек вышел победителем из борьбы, в которой, казалось, был обречен на поражение, оказавшись нравственно выше сытых фашистов, пораженных мужеством и стойкостью русс Ивана: Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость.
Я думаю, что бороться с конкретным врагом все-таки легче, чем противостоять тяжелым испытаниям судьбы, победить горе, одиночество, тоску. В плену Андрея поддерживала мысль о семье, затем, после трагического известия о гибели Ирины и дочерей, он мечтает о жизни рядом с сыном, но 9 мая 1945 года погибает Анатолий, рушатся все надежды, никто и ничто уже не греет его в жизни: Похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду…, и словно что-то во мне оборвалось.
Казалось бы, человек, испытавший столько горя, имеет право уйти от борьбы, жить для себя. Но так уж устроен Андрей, что не может не отдавать себя другим. История с Ванюшкой это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова.
Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
Несколько месяцев тому назад, готовясь к экзаменам, я прочитала резкий и, на мой взгляд, несправедливый отзыв А. Солженицына о рассказе Судьба человека, и мне захотелось защитить любимого писателя. Да, Шолохов ничего не сказал о фильтрационных лагерях, куда отправляли бывших пленных, о подозрительном отношении к ним. Однако не будем забывать, что он первый написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом.
И этот писательский подвиг, на мой взгляд, не менее значителен, чем подвиг автора книги Архипелаг ГУЛАГ.
Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг.
Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… Командир нашей автороты спрашивает: Проскочишь, Соколов А тут и спрашивать нечего было.
Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду. Я должен проскочить, и баста!
Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине.
Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем. Оставшись один на всем белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал сироте Ванюше, заменив ему отца.
Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал.
Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь… зажжешь спичку и любуешься на него…
Писатель заканчивает рассказ Судьба человека уверенностью в том, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Форма рассказа Судьба человека проста и гениальна одновременно рассказ в рассказе. Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую доверительность, правдивую картину повествования.
Судьба человека самое короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому