Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина?
Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей — реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля — не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что его «давно уже мучила… идея изобразить вполне прекрасного человека», и тут же прибавляет: «Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…». В романе «Идиот» автор создает образ положительного
Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят героя нравственно выше окружающих людей и делают их судьей и учителем. Мышкин сам перенес много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он острее воспринимает страдания других.
Поэтому неудивительно, что образ Настасьи Филипповны в раскрытии характерных качеств князя Мышкина играет огромную роль. Что же это была за женщина, каково ее значение в судьбе главного героя? Настасья Филипповна — это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира.
Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: «с такой красотой можно мир перевернуть». И, вместе с тем, она глубоко несчастна, ее женская честь поругана, она оскорблена морально развращенным и циничным обществом. Ее красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна является жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу.
Настасья Филипповна бросает вызов буржуазно-дворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые втихомолку грешат против ими же защищаемой «морали». Трагизм положения героини усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов, циничных дельцов, которые гоняются за наслаждениями и видят в женщине лишь предмет своих неизменных вожделений. И, в то же время, Настасья Филипповна не находит выхода — она вынуждена жить по законам общества, ее воспитавшего. Поэтому она мечется, мучительно переживает свое падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.
В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному. Именно поэтому очень важно рассмотреть взаимоотношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Это два очень разных человека, сыгравших в жизни друг друга немаловажную роль. Отношения их необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и, в то же время, мучают себя, приносят свое чувство в жертву кажущегося благополучия другого.
Но, несмотря на явное самопожертвование героя, гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи — всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления и всепрощения злу . А также — неустрашимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования. Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, «не от мира сего». Именно в этом и заключается роль образа Настасьи Филипповны — показать несостоятельность позиции князя Мышкина. Именно поэтому он никого не спасет и заканчивает возвратом в будущее.
Да и мог ли он спасти Настасью Филипповну? Своей нравственной чистотой он лишь оттянет безнравственность поведения девушки и наоборот. Образец Настасьи Филипповны необходим в произведении для того, чтобы выявить «слабые стороны» князя Мышкина. Ему не хватает определенной «приземленности», он многого не понимает в окружающей его действительности, поэтому лучшее, что ему остается, — «уйти в будущее». Человеку высоких нравственных идеалов не место среди «хищного, развратного общества.
Если красота Настасья Филипповна «не спасла мир», то пассивный гуманизм Мышкина здесь бессмыслен.