Непостижимая Россия в творчестве В. В. Набокова
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения В. В. Набокова. И поэтому было бы большой ошибкой не вспомнить о судьбе и о литературной жизни этого писателя. Я думаю, что с творчеством Владимира Владимировича Набокова знакомы многие. Он хорошо известен широким кругам общественности как писатель-прозаик, даже как переводчик, но как поэт он известен немногим, можно даже сказать, что остался в тени.
Однако, как мне кажется, лирика Набокова заслуживает такого же внимания, как и его проза. Если говорить точнее, то такого русского поэта как Набоков
Набоковым он стал только, когда начал писать на английском языке. При этом следует сказать, что о Сирине как о русском писателе говорят тоже условно, так как большую часть своей жизни он провел в эмиграции . Но, несмотря на это, , тема России остается одной из главных для Набокова. Вообще, как мне кажется, Россия является самым интересным образом в творчестве Набокова. Если проанализировать ряд стихотворений, то можно уловить концепцию, которая, возможно, поможет лучше понять Набокова. Для того чтобы мои слова не были просто словами, а имели вес, я предлагаю перейти
Первое, на что я хотела обратить внимание — это стихотворение Набокова «Россия». Оно является первым произведением, адресованным России и отправной точкой его нелегкого пути в поисках России. Автор начинает свое стихотворение с вопроса, который задает сам себе:
Не все ли равно мне, рабой ли, насмешницей
Иль просто безумной тебя назовут?
Частица «ли» придает этому вопросительному предложению неуверенность, шаткость. Набоков, с одной стороны, хочет сказать, что ему все равно, но в то же время чувствуется, что он сомневается в своих словах. Оставив вопрос без ответа , автор продолжает: «Ты светишь мне…».
Мне кажется, что в данном контексте глагол «светишь» употреблен в значении «звать», «манить». Набоков хочет сказать, что его всегда тянет в Россию, она зовет его, и ему кажется, что так будет всегда: «Да, эти лучи не зайдут». Слова автора: «Ты светишь…» напомнили мне строку блоковского стихотворения из цикла «На поле Куликовом»: «…ты кличешь меня издали…».
Заметьте, оба автора заканчивают предложение многоточием, как будто дают нам паузу для осмысления.
Свое стихотворение «Россия» Набоков написал в 1919 году, будучи в Крыму. Крым для многих оказался черновым вариантом эмиграции, поэтому в прошедшем времени глаголов, входящих в следующие строки, чувствуются ностальгические нотки:
Ты в страсти моей и в страданьях торжественных,
И в женском медлительном взгляде была.
В полях озаренных, холодных и девственных,
Цветком голубым ты цвела.
Эта и последующие две строфы Набоков написал, используя блоковскую образность. Как известно, Блок представлял Россию в образе женщины. Она для него и «родная Галилея», и жена, и невеста, и нищенка, и сама жизнь. Блок искусно совмещает образ женщины с образом России:
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет вдали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.
Кто знает, может быть, как раз этот «взор» и «светит» Набокову. Он вообще, склонен многие детали заимствовать у Блока. К примеру, если у Блока в стихотворении «Новая Америка» мы читаем:
Сквозь земные поклоны, да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи
Шопотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои…,
То Набоков, хоть и перестраивает фразы, но смысл остается прежним:
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
Слепые слова ектеньи.
Читая следующие же строки, я вновь нахожу сходство с Блоком. Например, строка: «…в день зимний я в инее видел твой лик»- ассоциируется у меня с блоковским стихотворением из цикла «На поле Куликовом», в котором есть такие строки:
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда. Таким образом,
Набоков дает нам понять, что образ России всегда с ним. Где бы он ни был, что бы он ни делал, его мысли всегда в России, все напоминает ему о ней. И это естественно, так как он сам является частичкой ее — России:
Была ты и будешь. Таинственно создан я
Из блеска и дымки твоих облаков.
Произнося эти слова, юный Набоков полностью еще не осознавал, что общего между ним и Россией. В его речи нет определенности. «Блеск», «дымка» — эти слова подразумевают что-то неощутимое, неопределенное, неоформленное, как и его любовь к ней. Набоков употребляет их лишь потому, что еще пока не знает или не уверен, что конкретно в нем от России. Только в 1924 году он сможет определиться и сказать: Кость в груди нащупываю я:
Родина, вот эта кость — твоя.
И тоскуют впадины ступней
По земле пронзительной твоей.
Так все тело — только образ твой,
И душа, как небо над Невой.