Утверждение идеи революции в поэме В. В. Маяковского «Хорошо!»
Владимир Маяковский восторженно принял Октябрьскую революцию. Практически все, с нею связанное, он оценивал со знаком плюс. Поэму, посвященную 10-летнему юбилею Октября, Маяковский неслучайно назвал «Хорошо!».
Хорошо, что произошла революция и большевики взяли власть. Хорошо, что в стране строится новое социалистическое общество, свободное от эксплуатации. Хорошо, что людям, по убеждению поэта, становится жить все лучше и лучше.
Идейный смысл поэмы — в прославлении социалистического отечества и советского народа. Как сказал тогдашний
В другой, неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский прямо писал: Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Итак, «Хорошо!» — памятник революции и социализму.
Телеграммой лети, строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — «Факт». «Хорошо!» — это поэтическая история Октябрьской революции, гражданской войны и первых лет социалистического строительства. Сегодня мы в своем большинстве иначе оцениваем эти события, чем оценивал их тогда Маяковский, оцениваем скорее со знаком минус. Но надо помнить, что поэт был свято убежден в правоте то* о дела, которое воспевал, и, быть может, одной из причин его самоубийства стало разочарование в реальной практике социализма в СССР.
В поэме «Хорошо!» все события, порой даже самые незначительные, высвечиваются одной главной идеей — идеей возникновения нового государства, где власть, как думал поэт, принадлежит трудящимся. Маяковский в то же время всячески подчеркивает молодость социалистического отечества. СССР для него — «весна человечества», «страна-подросток». И недостатки, которые поэт-сатирик зорко подмечал в послереволюционной действительности, казались ему следствием «болезни роста». Маяковский верил, что в зрелом социалистическом обществе они будут быстро и сравнительно легко преодолены.
На своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, поэт предварил чтение поэмы «Хорошо!» следующим комментарием: «Мне бы хотелось, чтобы это стихотворение не потеряло своего значения и дальше. — От первых дней Октябрьской революции, от потемок к восстанию, когда звенели шпоры дореволюционной вы-ковки и ходили офицеры, аксельбантами увешанные до пупов… Последняя часть — переход к стройке и радостный проход поэта и каждого гражданина Советской республики по улицам Москвы». Маяковский на московских улицах видит только ростки нового: Я вижу — где сор сегодня гниет, где только земля простая — на сажень вижу, из-под нее коммуны дома прорастают.
Поэт славит отечество, «которое есть, но трижды — которое будет», славит «планов наших… громадье, размаха шаги саженьи». Он воспевает не только пока что далекое от идеала настоящее, но и светлое социалистическое будущее, в которое безоговорочно верит. И заканчивается поэма на оптимистической ноте: Жизнь прекрасна и удивительна. Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих, землю молодости. Этот оптимизм, как показала история, не оправдался. Советский Союз из эпохи молодости вскоре переместился в застойную старость, так и не одарив народ обещанными благами зрелого социалистического и коммунистического общества.
Да и просуществовал СССР исторически весьма короткий срок — чуть более 70 лет. Однако поэма Маяковского пережила крушение государства, которое в ней воспето. И сегодня мы читаем «Хорошо!» не только как яркий поэтический, хотя и тенденциозный рассказ о великих исторических событиях, но и как гимн жизни, гимн всемогуществу человека, радости бытия, подлинному творчеству.
И призыв Маяковского: «…Твори, выдумывай, пробуй!» остается в наших сердцах.