Идейно-художественный анализ новелл «Новость», «Кленовые листья» Василия Стефаника
Василь Стефаник очень любил детей. Детям он посвятил самые лирические свои произведения — новеллы «Новость», «Катюша», «Кленовые листья».
Семейные драмы, обусловленные социальными причинами, отражены в новелле «Кленовые листья». Главное действующее лицо — гастарбайтер Иван. Его жена рожает четвертого ребенка, а сама тяжело болеет.
Вечером отец позвал кумовьев, угощает их и жалуется на свою судьбу, на детей. Чтобы выжить, Иван вынужден каторжно трудиться, потому что надо кормить детей. Бедность так укоренилась
Но иногда в нем просыпаются добрые и нежные чувства к ним. Иван жалеет детей, думает, какая судьба ждет их. Но жизнь Ивановых детей еще трагичнее, чем самого Ивана, они, кроме батрацкой судьбы, познают еще и сиротство. Как некое пророчество воспринимается предсмертная песня матери о кленовых листочках, которые рассеялись по полю и уже никогда не зазеленеют. Это как бы сравнение с судьбами детей, которые также могут пойти по миру и не познать лучшей доли.
С большой любовью Стефаник изображает шестилетнего Семена. Этот еще маленький мальчик остается за старшего. Писатель
Семен еще не понимает трагедии своих родителей, но мы уже ощущаем трагизм его собственного положения.
Вершиной художественного совершенства, композиционной оригинальности является новелла «Новость». Она начинается с развязки: Гриша Летучий утопил свою меньшую дочь, а старшая выпросилась. Но автор не осуждает своего героя. Своим рассказом Стефаник защищает Григория, пытается дать читателю истинную картину событий, приведших к трагедии.
Эту новеллу нельзя читать без внутреннего содрогания и страха. Главный герой погибает в большой нужде, не в состоянии прокормить своих детей. Его жена умерла, а сам он не может обеспечить своим детям хотя бы кусок хлеба ежедневно. Григорий приходит к выводу, что его дети — это уже живые мертвецы, но еще сам боится признать свое намерение. Он хочет как-то исправить положение , но у каждого свое горе и такие же нужды.
Григорий делает свой страшный шаг, не думая, что это преступление. Автор пытается убедительно мотивировать поступок своего героя. Стефаник не только защищает своего героя-детоубийцу, но и бросает обвинения обществу, которое привело к такому страшному поступку.