Любовная лирика раннего творчества Лермонтова
Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь «лермонтовского человека» всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а нередко и желание мести. Сразу же следует заметить, что в позднейшей лирике любовь, даже безнадежная или неразделенная, выступает у поэта и как светлое
В середине 30-х годов происходят определенные изменения в творчестве Лермонтова вообще и в его лирике в частности. Отношения поэта и действительности, проблема героя и «толпы» даны теперь не однолинейно, а более сложно, диалектически. Оторванность «лермонтовского человека» от общества воспринимается не только для констатации беды героя, обреченного на непонимание, но и для осмысления его трагической вины.
Эта новая позиция Лермонтова выражена в ого программном стихотворении «Не верь себе…»
«А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый».
В лирике Лермонтова появляется и другое «я» . Поэт воспроизводит и иную точку зрения, передающую народное сознание и противопоставленную индивидуалистическому миру «мечтателя», занятого только собой. Происходит важный процесс развития лермонтовского творчества, которое, оставаясь в основе своей романтическим, осложняется и обогащается новыми тенденциями. Изображение героя и действительности становится объективней, конкретней, связывается с воспроизведением определенной социальной среды, быта, народных персонажей.