Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; Воспитательный аспект: развитие системы
Правила игры:
Все учащиеся делятся на две команды. Количество учащихся в команде — любое. Организация пространства: количество игровых столов — 2 + стол для жюри. Команды заранее готовят название, девиз и выбирают капитана.
Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос.
Каждый правильный ответ — 1 балл. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов.
Ход урока:
Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1 Целеполагание. Правила игры Литературная игра
Задание №1. Композиция романа.
Вопрос эрудитам:
Что такое композиция художественного произведения? В чем особенности композиции романа «Дубровский»
Команды работают с карточкой №1.
Проверьте себя. Слайд 2
Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях
Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман — по 1 баллу за фамилию
Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:
Слайд 3. На псарне у Троекурова Слайд 4. Сцена в суде Д. Шмаринов Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б. Косульников Слайд 6. Пожар Б. Кустодиев Слайд 7. Дефорж и медведь Слайд 8. Нападение на свадебный поезд
Задание №3. О каких сценах, событиях идет речь?
«Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идет речь? В какой момент он так изображается? «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.
Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского?
С какой целью Дубровский стремился попасть в Дом Троекурова?
Задание №4. Исторические реалии.
Особенности лексики
«Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп?
Чем занимается гувернер? Кто такой стряпчий? Где он работает? «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? Что такое купчая?
Кем был по Профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? — Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибешь» что значит пословица «плетью обуха не перешибешь»? «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина».
Что значит тщеславились?
Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:
«…в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста» «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идет речь? Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее.
Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нем свою неизгладимую печать.» Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. .
Задание №6. Значение имени.
Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество — скала, утес, камень Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского — сильный муж или крепость. О ком идет речь? .
Задание №7. Звания героев
В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? Назовите титул героя по фамилии Верейский
Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.
Проверьте себя. Слайд 9
Задание №9. Дворянские усадьбы
Как называется деревня Троекурова? Как называется деревня Дубровского? Как называлось имение князя Верейского? «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом — пятиглавая церковь и старинная колокольня».
Назовите имение.
Задание №10. «Дубровский» в цифрах
Сколько душ крестьян было у Дубровского? Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну?
Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского?
Задание №11. Музыкальные вопросы
Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»?
Вопросы командам:
Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна?
Задание №12. Творческие задания
Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский»