Корифей украинской литературы М. Старицкий
М. П. Старицкий — один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий след в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем. Выходец из малоимущей помещичьей семьи, где в большом почете были журналы «Современник», «Отечественные записки», произведения русских и зарубежных писателей, «Кобзарь» Шевченко и сборника украинских фольклорных произведений, юноша уже в студенческие года сформировал свои общественно-политические
Работая после окончания университета в Киевском историческом архиве, М. Старицкий начинает свою литературную деятельность и одновременно совершенствует знания нескольких иностранных языков: английского, немецкого, французского. Позднее создает украинскую труппу, которая быстро приобрела большую славу.
И по состоянию здоровья через десять лет он оставляет трупу и целиком отдается литературному делу.
Меня поразило то, что всю свою жизнь М. Старицкий подчинил высокой цели «душой и мысленным взором послужит родному народу» В письме к И. Франко, своему товарищу
Чтобы обогатить репертуар украинского театра, он инсценирует, кроме того, повести русского писателя М. Гоголя, создавай польских писателей Ожешка и Крашевского, перерабатывает сценические драмы И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, переводит на украинский язык драму В. Шекспира » Гамлет «.
В пьесах Михаил Старицкий затронул разные проблемы: несчастливая любовь сельской девушки, критика популярной в те года идеи «слияния» господина с мужиком, социальные взаимоотношения в украинском пореформенном селе, творческие будние актеров, национально-освободительная борьба украинского народа, постепенное нарастание неудовольствия существующими порядками и т. п.. Среди пьес М. Старицкого, наибольший след в памяти оставили такие, как » Не судилось «, «Участь», «Ой не хода, Григорию, да и на вечерницы», «Последняя ночь». Пьеса «Не судилось», название которой для приглушения социального направления автор изменял несколько раз, вошла в так называемого золотой фонд нашей литературы. Главная героиня пьесы — крестьянская девушка Екатерина. Она влюбилась в барича.
История традиционная, и она дала возможность писателю нарушить актуальную проблему того времени: отвратительную суть общества, основанного на социальной неровности. Писатель не просто освещает проблемы, а и выражает свое отношение к описываемому, разоблачает господский либерализм и псевдопатриотизм в стиле Великого Кобзаря. За личной драмой главных героев автор увидел растленную господскую мораль, носителем которой в пьесе выступает Михаил Ляшенко.
Образ Екатерины запоминается надолго. Она искренне любит и хочет соединиться с баричем навеки, тем не менее своим крестьянским умом знает, что женятся только равные. В душе девушки есть надежда на хорошую развязку. В ответ на предостережение Дмитрия она говорит: «Не зверь же он?!».
И произошло не так, как надеялось: Екатерина стала жертвой своего искреннего чувства.
Сильная и волевая, с глубокими душевными чувствами, не смогла девушка одолеть пассивность барича, который не способен бороться за свою любовь. Идея драмы напоминает основную мысль произведения А. Тесленка «Казненная жизнь»: в мире, где властвует жадность наживы, где процветает лицемерие и корыстолюбие, жестокость и разврат, нет места ничему светлому. Дмитрий Колдобин искренне любит Екатерину и ненавидит баричей.
Он знает хорошо, что баричи всегда жили неправдой. В гневе юноша убивает барича Михаила.
Тему любви М. Старицкий переносит и на страницы социально-бытовой драмы «Ой не ходи, Григорию, да и на вечерницы». Тем не менее в этой драме тема любви перерастает в тему социальных разногласий между трудящимся людом и сельскими богатеями. Главные герои драмы — восемнадцатилетняя девушка Маруся и пристарелый Фома, который хочет вступить в брак с Марусей, стараясь красоту, любовь заменить деньгами. Фома действует мерзкими средствами: он разбивает счастье влюбленных , что приводит к отравлению парня и сумасшествие девушки.
Эта драма, обозначенная широким использованием музыкально-песенного фольклора, и сегодня входит в сценический репертуар украинских театров.
Видное место в творческом наследстве М. Старицкого занимают произведения на исторические темы: «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буше», «Маруся Богуславка», «Последняя ночь» и «Юрий Довбиш». Писатель-драматург художественно исследовал историческое прошлое и тем самым вдохновил современников в их борьбе за независимость родного края. Искренним патриотом земли выступает Степан Братковский в пьесе «Последняя ночь». Он — неподкупный и не понимает тех, кто предает «отчизну свою».
С его уст срываются мучительные слова, обращенные к Украине: «Что произойдет с тобой, Страна, когда тебя наилучшие сыны — ради страха, ради наживы — предадут?».
Драму «Участь» М. Старицкий посвятил популярнейший актрисе в свое время Марии Заньковецькой, которая стала прототипом Марии Лучицькой — главной героини драмы. Лучицька хочет нести светлое искусства широким массам, воспитывать их. Однако на ее пути много препятствий: бездарная Квятковська, деспот Котенко, продажный журналист Юркович. Лучицька — волевая женщина.
Она находит в себе силы и возвращается к театру.
Пьеса заканчивается трагически: талантливая актриса умирает. Таким Горьким был ее талант, такой горкой была ее судьба. Творчество М. Старицкого заслуживает высокой оценки.
По мнению Леси Украинки, он весь век заботился, «чтобы наше слово не умирало». Его многогранная творческая деятельность была подчинена высокой задаче подъема украинской национальной культуры на мировые уровни, пробуждению усыпленных национальных чувств, что есть и на сегодняшний день довольно актуальным.