Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка»
Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка»
Подготовила воспитатель
Дошкольной группы:
Ширшова М. М.
2014год.
Конспект НОД
В подготовительной к школе группе
«В гостях у сказки «Заюшкина избушка»».
Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о сказках;
Закрепление знаний полученных ранее;
Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.
Совершенствовать
Коррекционно — развивающие:
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
Развитие словесно-логического мышления, речи, умения рассуждать.
Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.
Методы и приемы:
Теоретические:
Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.
Практические: Развивающие игры и упражнения.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.
Рассматривание иллюстраций.
Разгадывание загадок о персонажах сказок.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Упражнение приветствие.
Задача: Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развитие невербальных форм общения, используя жесты и мимику.
В: Сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу: «Здравствуйте, дорогие гости!» А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.
Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.
— Молодцы, хорошо поздоровались.
2. Работа по теме занятия .
— Ребята, нам пришло необычное письмо. Сейчас я его вам покажу и прочитаю.
2 слайд.
— Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Помогите зайчику, его лиса выгнала из избушки.
Присылаю большую книгу сказок, она поможет вам попасть в сказку.
С/у к вам Сказочница.
— Ну, что, поможем зайчику? .
Как мы можем ему помочь?
Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику?
— Вспомните, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из избушки.
— Правильно ребята, это сказка «Заюшкина избушка»
3 слайд. Сказочница прислала нам вот эту книгу, в ней живут сказки их здесь очень много. Сейчас мы ее откроем и поищем нужную нам сказку.
Какую?
4 слайд. Дид. упр. «Назови сказку по картинке».
Задача: Развитие зрительной памяти, воображения, логического мышления, закрепление знаний о сказках.
Вы должны узнать сказку по картинке.
С 5-го по 13 слайд
Итак,
Сказка 1-ая.
— Мне кажется, что мы нашли нужную нам сказку. Напомните мне, в какую сказку мы должны попасть?
— А теперь отгадайте мои загадки о героях этой сказки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее….. Лиса.
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу серый, злой, голодный? Волк
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет?
Медведь
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это?
— Назовите героев сказки еще раз.
Как одним словом можно назвать героев сказки?
— Все? — Почему? Какая?
— Заяц, лиса, волк, медведь — это какие животные? — Дикие.
— Где живут дикие животные?- В лесу.
— Правильно. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Сейчас мы перенесемся в сказочный лес, выполняя артикуляционную гимнастику. Я буду говорить волшебные слова, а вы разомнете язычок.
Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре — самолете,
На летучем большом корабле
Или с Бабой — Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке — Горбунке,
Можно в сказку влететь на Жар-птице,
Можно на Колобке закатиться,
Можно въехать как слон на еже.
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
Упр. «Ветерок и листья»
Тише, тише. Вы слышите, как шелестят листики. Как шелестят листики? Ш-Ш-Ш. И ветерок свистит С-С-С.
Как ветерок свистит?
Листики шелестят, ветерок свистит, листики, ветерок. Ветерок затих и листики перестали свистеть.
14 слайд.
— Вот мы и в сказочном лесу, посмотрите, как здесь красиво, но здесь никого нет. Смотрите, на пенечке какой-то конверт. Подписано — » Ребятам — от лисы».
— Ребята, лиса оставила нам вот этот конверт с заданиями, выполнив которые мы сможем помочь зайчику. Ну, что принимаем условия лисы? — Да.
Задания:
15 слайд.
1.Скажи и покажи, в какое время года лиса и заяц строили избушки?
— Сначала назовем все времена года, я буду показывать на картинку, а вы говорите, какое это время года.
— А теперь вспомните, в какое время года лиса и заяц строили избушки?
— покажите на картинке осень.
Почему избушка лисы растаяла?
— Наступила весна, стало тепло, а домик у лисы был ледяной, он и растаял.
— Покажите на картинке весну.
16 слайд
2.»Накорми лису»
— Как ты думаете, что выберет на обед лиса, а что заяц?
— Сначала выберем еду для лисы.
— А теперь выберем еду для зайчика.
Физкультминутка. Игра малой подвижности «Звериная семья».
А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Звериная семья».
— Скажите, из кого состоит семья животных?
Я превращу вас в детенышей разных животных, а вы немного поиграете, а потом расскажете, кто ваши папа и Мама.
Шапочку одеваю, в зайчонка превращаю… и т. д.
В-ль: Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки.
Стали весело кружиться,
Стали звери веселиться.
Раз — прыжок, два — прыжок.
Замирай скорей, дружок.
Обращаюсь к одному из детей: «Ты кто? Кто твоя семья?» Отомри, садись.
Шапочки снимаю, в детишек превращаю.
Отдохнули, а теперь выполним последнее задание лисы.
17 слайд.
4.Вспомни и расскажи сказку. А поможет нам в этом вот эта таблица. Сначала расскажу сказку я, а потом попробуете рассказать вы, самостоятельно.
Работа с «Мнемотаблицей».
Задача: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
— Жили были лиса и заяц.
— Решили они избушки на зиму строить. Зайчик построил избушку лубяную из березовой коры, да лыка, а лисичка ледяную.
Посмотрите, из какого материала строили избушки зайчик и лиса. Вот это кора дерева и кусочек льда. Можете потрогать.
Кора дерева — сухая, твердая, а лед холодный, мокрый. Я положу эти материалы в сторонку, а после занятия мы посмотрим, что с ними случилось.)
— Наступила весна. Пригрело солнце, избушка лисы растаяла.
— Попросилась она к зайцу, да и выгнала его из домика
— Сидит зайчик и плачет
— Бежит мимо волк, решил лису выгнать, но не смог. Испугался и убежал
— Идет мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису
— Идет мимо петушок, решил тоже помочь зайчику. Петушок как закричит: «Ку-ка-ре-ку! Это я, петух. Несу косу на плечи, хочу лисе голову отсечи!
Выходи, лиса, вон!
— Испугалась лиса и убежала прочь. А зайка остался жить в своей избушке вместе с петушком.
А теперь расскажите сказку самостоятельно .
Ну вот, мы помогли зайчику. Лиса освободила его домик.
А нам пора возвращаться в садик.
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три сказка в садик нас верни!
3. Заключительная часть.
— Вам понравилось наше путешествие?
— Что понравилось больше всего. В гостях, какой сказки мы с вами побывали? — Кто был добрый в сказке? Почему?
— Кто по настоящему помог зайчику?
— А как петушок испугал лису?
— А кто злой? Почему? Какая была лиса в сказке?
Как вы думаете, бывают такие люди в жизни?
Поэтому, вы должны во всем помогать друг другу, заботится друг о друге, быть дружными. Не доверяйте чужим, малознакомым людям, они вас могут обмануть и обидеть.
— Чему учат сказки?
Можно сказать, что добро победило зло? Если вы считаете, что добро победило зло, нарисуйте улыбающееся солнышко. Если считаете по-другому, нарисуйте грустное солнышко.
Ребята, подойдите к столу, берите листочки и фломастеры и рисуйте.
Покажите свои солнышки гостям. Я вижу, что у всех оно улыбается, мое солнышко тоже улыбается. Мне очень понравилось, как вы дружно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания.
Спасибо, ребята.
Самоанализ НОД
В подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.
Тема: » В гостях у сказки «Заюшкина избушка»».
В НОД интегрировала следующие образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая культура».
Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о сказках;
Закрепление знаний полученных ранее;
Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.
Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путем ответа на вопросы.
Коррекционно — развивающие:
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
Развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать.
Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.
Для реализации поставленных задач использовала различные методы и приемы:
Теоретические: беседа, рассказ.
Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.
Практические: Развивающие игры и упражнения.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.
Рассматривание иллюстраций.
Разгадывание загадок о персонажах сказок.
1этап. Организационный момент.
Упражнение «Приветствие» проведено с целью формирования доброжелательного отношения друг к другу, развития невербальных форм общения с помощью мимики и жестов.
2этап. Основная часть.
Чтобы заинтересовать детей и активизировать их внимание, создала проблемную ситуацию — письмо с призывом о помощи.
Введение в тему занятия осуществила, задав вопрос детям: «В какой сказке лиса выгнала зайчика из избушки?»
Отгадывая загадки О героях сказки, дети развивали умение узнавать и называть животных по картинке, образное мышление, воображение.
Дидактическое упражнение «Назови сказку по картинке» — Способствовало развитию зрительной памяти, логического мышления, закреплению знаний о сказках.
Отвечая на вопросы о героях сказки, дети закрепляли свои знания о животных: о месте их обитания и умение их классифицировать.
Для поддержания интереса детей к занятию использовала сюрпризные моменты: «волшебная» артикуляционная гимнастика, проведенная с целью развития и укрепления артикуляционного аппарата детей, которая перенесла нас в сказку; письмо с заданиями от лисы.
Упр. «Ветерок и листики» направлено на развитие фонематического слуха.
Дид. упр. «Скажи и покажи» проведено с целью закрепления знаний о временах года, Умения рассуждать, строить простые и сложные предложения.
Упр-ие «Накорми лису» — направлено на развитие познавательного интереса и закрепление представления детей о питании диких животных.
Работа с «мнемотаблицей» способствовала развитию связной речи и формирование навыков связного, последовательного пересказа сказки.
3 . Этап. Итог. Подведение итога осуществила через индивидуальное обобщение.
На протяжении всего занятия использовала упражнения и задания, которые влияли на коррекцию психических функций . А так же осуществлялся индивидуально — дифференцированный подход, через индивидуальную помощь.
При проведении НОД использовала элементы здоровьесберегающих технологий — провела физкультминутку игру малой подвижности «Звериная семья» . Учитывала своевременную смену видов деятельности. Считаю, что структура образовательной деятельности соответствует ее задачам. Задачи, поставленные на занятии, считаю достигнутыми.
В дальнейшем планирую продолжить работу по познавательно — речевому развитию детей.
При составлении плана конспекта НОД использовала интернет ресурсы, пособие для ДОУ «Индивидуальные логопедические занятия» автор составитель О. В. Тырышкина, методическое пособие для занятий с детьми «Поиграем в сказку» — автор составитель Н. Ю. Памфилова.