Моделирование личностно-ориентированного урока

Моделирование

Личностно-ориентированного урока

Государственная национальная программа «Образование: Украина XXI века» определила стратегию развития образования в Украине, приоритетные направления и пути «…создания жизнеспособной системы бесконечного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможности постоянного духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации».

В основе образовательных

программ учебных заведений должны быть гуманистические идеи и ориентация на человека и общечеловеческие ценности, на гражданскую позицию, которая основывается на уважении к личности ребенка, заботе о его развитии. Такой подход предусматривает признание каждого воспитанника как уникальной индивидуальности с соответственным к нему отношением. Сегодня в концепциях и научных работах ученых все больше внимания уделяется личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное

место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Как же изменится дидактический процесс, если он ориентируется на приоритет «задействования» в обучении воображения и мышления?

Во-первых, ученики получают новую роль «исследователя», когда под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.

В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно начинает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

И, наконец, в-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения — доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

Обосновывая практическую необходимость гуманных взаимоотношений между педагогом и ребенком, между самими детьми и вообще всеми участниками воспитательного процесса, В. А. Сухомлинский убедительно доказал, что самое ценное у ребенка — его индивидуальность, неповторимость внутреннего мира, способностей, потенциальных возможностей. Поддержание и развитие у ребенка его индивидуальности является условием роста не только каждой личности, но и фундаментом формирования работоспособного, творческого детского коллектива, поскольку именно через взращивание разных индивидуальностей пролегает путь к настоящему, а не стадному объединению детских личностей.

В условиях индивидуализации и дифференциации процесса обучения актуально звучат и не теряют своей ценности дидактические заповеди В. Сухомлинского. В частности, в книге «Сто советов учителю» он отмечает: «Помните, что нет и быть не может абстрактного ученика. Искусство и мастерство обучения и воспитания состоит в том, чтобы, раскрывая силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.

А это означает, что в обучении должна быть индивидуализация — и в содержании умственной работы , и во времени».

Важным компонентами сотрудничества являются: позитивная взаимозависимость; личностное взаимодействие, которое стимулирует деятельность; индивидуальная и групповая подотчетность; навыки межличностного общения и общения в небольших группах; обработка данных о работе группы.

Учитель, готовясь к проведению личностно-ориентированного урока, анализирует содержание учебного материала, определяет виды деятельности учащихся, готовит задание на выбор или для групповой работы, учитывая объем учебного материала, уровень сложности по учебным возможностям учеников, размер своей помощи.

Учитель должен придерживаться таких требований:

Четко формулировать познавательные задания, которые могут быть проблемными, вынуждающими быть активными, творчески мыслящими, ищущими новых знаний и новых способов действий; сосредоточить внимание на деятельности слабых, неуспевающих учеников; не устраивать соревнований на скорость выполнения заданий; научить учащихся осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.

Итак, функция учителя на уроке состоит в обеспечении учащимися позиции настоящего субъекта учебно-познавательной деятельности.

В личностно-ориентированных технологиях большое значение уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу, интонации, речи.

Примеры основных фраз, которыми уместно пользоваться учителю на уроке:

— Я считаю, что удобнее было бы сделать…

— Мне кажется, здесь в центре внимания…

— Достаточно вспомнить эту часть — и…

В сложных ситуациях учителю приходится более тонко реагировать:

— Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл об этом…

— Я надеюсь, именно это нам непременно удастся…

— Я просто не могу дождаться, когда появится эта деталь…

— Конечно, вам нравится, когда выполнена именно эта часть работы…

— Это очень важно, и у тебя непременно получится…

— Именно ты и мог бы сделать это…

— И это не сложно. Даже если не получится — ничего страшного…

— Я уверен, что ты будешь помнить о…

— Начинай же! Ты это сделаешь!

— Вот эта часть у тебя вышла очень хорошо!

— Подготовим это вместе по секрету от всех?!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Моделирование личностно-ориентированного урока