Герои «Старинных чешских сказаний» Ирасека
Начало творчества Ирасека приходится на 60-70-е годы XIX века. Автор исторических романов, посвященных героическому прошлому чешского и словацкого народов, Ирасек увидел в народе главного деятеля истории. Он обращается к эпохе гуситских войн, к чешскому национальному Возрождению, г. е. к тем периодам, которые требовали величайшего напряжения всех нравственных сил народа и дали миру таких героев, как Ян Гус, Ян Жижка, полулегендарный народный мститель Яггошик.
Алоиз Ирасек — один из самых популярных писателей Чехословакии. Его многотомные
Исторически подлинные события переплетаются с бытующими в народе легендами, иногда в судьбы героев вмешиваются «волшебные силы», и это роднит предание со сказкой. «Старинные чешские сказания» сгруппированы автором по хронологическому, признаку. Первая часть — «Сказания времен языческих»
И третья часть — «Из старинных пророчеств» воссоздает народные легенды самых разных эпох: от библейского пророчества царицы Савской и до XV века.
В Российские издания для детей входят не все сказания, и печатаются они с сокращениями. Из каждого цикла отобрано несколько легенд, родственных волшебной или героической сказке , предания, знакомые школьникам по истории , легенды, воспроизводящие характерные черты средневековой эпохи . В «Старинных чешских сказаниях» нашла свое отражение огромная любовь Ирасека к народу, вера в его силы. Писатель утверждает, что носителем подлинного гуманизма является народ.
Зависть, скупость — черты, присущие вельможам, которые ради своекорыстных интересов уничтожают и гения и культуру. Вера в народ, вера в его нравственную силу интересно раскрывается в одном из популярных сказаний «О Яношике»- герое словацкого фольклора.
Яношик — историческое лицо. Известны годы его рождения и смерти . Яношик — народный мститель, вождь горстки восставших крестьян. В сказании переплетается вымысел с реальными фактами, сохранившимися в древних хрониках и устных преданиях. Ирасек рисует дикий произвол помещиков, невыносимые страдания крестьян.
Исторический фон и географические границы действия — все это реальность. Но народ наделил Яношика чудесными свойствами. Волшебные пояс и валашка давали ему силу ста человек. Он был непобедим.
Защитник бедных и враг богатых, поборник справедливости пользовался поддержкой всего народа. Погиб Яношик только из-за предательства двух негодяев, продавших свою честь за золото. И хотя конец сказки совсем не благополучный, а трагический, уверенность в бессмертии героя пронизывает всю сказку.
Острый конфликт, заложенный в каждом сказании, создает напряженность действия. Традиции устной народной речи, живые диалоги, бытовые детали в сочетании со сказочным вымыслом определяют тот неповторимый колорит, который свойствен народной легенде. В каждом сказании — голос эпохи. Пророчеству присущ торжественный строй речи, бесхитростная повествовательная интонация рассказчика слышна в сказочных сюжетах . Многие сказания напоминают романтическую средневековую новеллу .
Герои «Старинных чешских сказаний» до сих пор живут в произведениях устного народного творчества и встречаются в современной литературной сказке. Легенда о Яношике звучит, например, в сказке современной словацкой писательницы Мар-ковичовой-Затурецкой «Клады Ивановой ночи» . Образ Яношика и в первой половине XX века был символом освободителя, который еще придет и поможет народу сбросить иго помещиков. Для детей младшего возраста издаются две легенды, которые ближе всего к народной сказке: «О Яношике» и «Кутногорские рудокопы».
Детская литература Чехии последней четверти XIX века была тесно связана со школьным обучением. Книги довольно низкого художественного уровня, направленные на нравственное воспитание ребенка, были широко распространены и рекомендовались для внеклассного чтения. Это всевозможные повести и рассказы из современной жизни школьника, содержащие моральные поучения с примерами, или книги религиозного содержания.
Авторы этих произведений — по большей части учителя, стремившиеся в дидактической форме привить ребенку практические навыки и преподать правила поведения. Жизненная правда и художественная убедительность были глубоко чужды такого рода литературе. Естественно, что ни одна из этих книг не выдержала испытания временем, и в детское чтение позднейших поколений вошли совсем другие произведения. Это книги, написанные для взрослых крупными мастерами слова .