Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов
В середине 50х годов ХІХ века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Федора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20-30х годов XIX века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оцененными широкой публикой.
Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны…
Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:
Муза, правду соблюдая, Вот эта книжка небольшая Глядит, и на весах у ней Томов премногпх тяжелей.
Ф. И. Тютчев — один из крупнейших русских поэтов лириков, поэт мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли. На всем творчестве Тютчева лежит печать сложности,
Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и се «очарованье» — это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором
Мы то всего вернее губим. Что сердцу нашему милей.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такою глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
Как весел грохот летних бурь, Как под незримою пятой Когда, взметая прах летучий, Лесные гнутся исполины; Гроза, нахлынувшая тучей, Тревожно ропщут их вершины, Смутит небесную лазурь. Как совещаясь меж собой,- И опрометчиво безумно И сквозь внезапную тревогу Вдруг на дубраву набежит, Немолчно слышен птичий свист, И вся дубрава задрожит И кой-где первый желтый лист. Широколиственно и шумно…
Крутясь, слетает на дорогу.
Все а природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».
Образами природы он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
Невозмутимый строй во всем. Откуда, как разлад возник? Созвучье полное в природе, И отчего же в общем хоре Лишь в нашей призрачной свободе Душа не то поет, что море, Разлад мы с нею сознаем.
И ропщет мыслящий тростник?