Конспект урока по истории «Новая экономическая политика» 9 класс
Урок истории в 9 классе по теме » Новая экономическая политика «.
Тип урока : комбинированный
Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия : НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».
Задачи урока:
1 . Раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа,
2.показать отношение к НЭПу разных слоев общества советской России.
3.продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать
Ход урока.
I. Организационный момент.
Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.
Разминка-Блиц — опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».
1.1904-1905гг
27 февраля 1917
25 октября 1917
1914-1918гг
1918-1920гг
1905-1907гг
2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
К
За 4года Первой мировой войны по общему уровню Россия отброшена на десятилетия назад:
— по добыче угля — к концу 19 века;
— по выплавке чугуна — в 2 раза меньше, чем в 1857г
— по производству сахара — в 45 раз меньше довоенного периода;
— прекратилось движение на 30 дорожных линиях;
— производство сельскохозяйственной продукции — уменьшилась в 2 раза.
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис.
Это время называют «малой гражданской войной».
Проблемный вопрос: Что такое «Малая гражданская война»?
Доказать на примерах истории.
1) Массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта — восстание моряков в Кронштад Т Е.
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
3)забастовки рабочих в Петрограде — «колыбели революции» .
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадский мятеж, по определению Ленина, «был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров».
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил. В стране кризис.
Предположите пути выхода из него .
1 .Продолжение политики «военного коммунизма» т. е. террор, репрессии, продразверстка и т. д.
Последствия — еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2 .Полное удовлетворение требований мятежников.
Последствия — оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны — делается временная уступка небольшевистским силам.
Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП Ленин объявил о переходе к новой экономической политике .
Переход к теме урока.
Какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
«Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда.
Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда.
В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.»
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.