«Эней был парень проворный»
Главным героем поэмы стал обычный себе «парень проворный» Эней. Если Вергилий в своей поэме «Энеида» с помощью этого образа хотел подчеркнуть благородное, «божественное» происхождение римского народа , то Котляревский рассказал о нем как об украинском казаке. Эней был парень проворный и мальчик хоть куда казак, Удался на все, Завзятее всех бурлаков. Кошовый Эней — троянец отважный, храбрый предводитель, умелый организатор и руководитель.
Он хотя, на первый взгляд, и мало чем отличается от своих друзей, и все-таки в решающую
И вдобавок хотя и кажется Эней игрушкой в руках богов, он сам по своей воле общается с богами, спускается в ад, лишь бы узнать, как действовать дальше. Он прежде всего полагается на себя и своих друзей, а потом уже на волю богов.
По-разному изображает Котляревский своего героя. С юмором, с язвительной улыбкой, но всегда с любовью. Так, он умный, способный на дипломатические отношения с Ацестом, Евандром, бесшабашный, смелый
Портретный образ Энея встречается в тексте не раз, и не всегда он обрисован светлыми красками. С похмелья у него «Опухли глаза, как у совы, И весь обдулся, как барило». Конечно, такого изображения требовала травестийно-бурлескна тональность поэмы, но это изображение героя не вызывает читательского осуждения. Нам симпатичен этот герой, так как он из рода казацкого.
Это прохиндеи, босяки, гультипаки, но вместе с тем рыцари, герои, невероятно выносливые и надежные люди. Как часть целого подает нам образ Энея большой мастер слова. Казак — это всегда часть большого казацкого братства, а есть ли что-то святее братства для казака?
Как и в начале поэмы, в конце Эней такой же жизнерадостный, способный к ухаживаниям и водке, легкомысленный, и, когда надо, — здравомыслящий, строгий и хитровато-остроумный. Яркий, живописный и такой земной, веселого украинского характера этот литературный герой.
Ивану Котляревському, как и Тарасу Шевченко, отводят особое место в развитии украинской литературы. Они стояли возле ее первоисточников, и если в поэзии великого Кобзаря зазвучала душа украинского народа, то настоящей энциклопедией украиноведения стала поэма Котляревского «Энеида». На первый взгляд, такое детальное, разностороннее изображение быта украинского народа, которое мы встречаем в поэме, кажется немного намеренным. Но что дальше, то все с большим интересом читаешь рассказ писателя о том, как угощают Энея у Дыдони, Турна, Ацеста, Латынь, как одевается Дидона, Анна, в которые игры они играют, какая музыка звучит во время веселых пышных застолий.
Итак читаешь и испытываешь удивление: сколько знал Котляревский о жизни своего народа!
Отмечают, что в «Энеиде» упомянуто больше кушаний, чем в специальных работах тех времен. На троянских, латинских, карфагенских столах стоят украинские кушанья, водка, наливка, квас. Звучит бандура, свирель, играет дудка. В веселом танце кружат девушки, и совсем не карфагенские и латинские, а украинские — в дрибушках, сапогах, свитках… Наверное, нет такой детали украинской одежды, такого танца, которого не вспомнил бы в своем произведении Котляревский.
О жизни и смерти, аде и рае, войне и мирной радости, боях казаков на суше и на море — о всем этом мы узнаем, читая произведение. Описания украинского народа такие правдивые, что забываешь о том, что герои поэмы — представители совсем других культур. Вот слышим причитание матери Эвриала над телом своего сына:
О, сыну! Мир моих глаз! Или я же тебя на то родила, Чтобы згинул ты от злых людей?
Теперь к кому приклонюсь, Кто злую судьбу облегчит?
Конечно, это плач матери-украинки. Итак, перед нами не только энциклопедия быта, а и энциклопедия духа украинского. Ведь главнейшие, самые яркие особенности украинского национального характера воплощены Котляревським в образах поэмы.
Также это произведение можно считать энциклопедией социальных отношений той поры. Здесь есть писари и судьи-хапуги, которые по правде не судили, господа, которые продавали крестьян, штатские и военные, мужики и Мещане. Встречаем упоминания об образовании, о семейных отношениях между мужчиной и женой, воспитание детей, отношение к отцам.
И оценка всех поступков — это оценка с позиций народной морали.
Образы сказок, легенд, популярных в XVIII столетии, — тоже полноправные герои этой чудо-поэмы. Автор дает географию Украины тех времен: Опишня, Полтава, Решетиловка, Пушкаривка, Мыльце и т. д. Конечно, нелегко поверить, что такие широкие и глубокие знания может иметь один человек. И гений Котляревского был способен охватить историю и настоящее, культуру и жизнь, времена и пространства, возрасты земные и Олимп небесный.