Дон Карлос Фронтора
В книге «Каррикатуры и Портреты» Карлос Фронтора повторяет тему «Испанок, обрисованных Испанцами», но повторяет и дает нам яркое изображение лиц, населяющих мадридские улицы. В этих-то портретах более всего видно, насколько автор далеко ушел от своих испанских собратий. Это небезучастный наблюдатель, он глубоко проникает в самый смысл повседневных фактов, возмущается несправедливым, или пристрастным отношением общества к той или другой профессии.
Так он требует радикального улучшения участи деревенских врачей, этих часто великодушных
Посетив, в качестве туриста, парижскую всемирную выставку 1867 года, он, по возвращении на родину, дает увлекательное и точное описание всего виденного, стараясь при этом доказать своим соотечественникам, как ошибочно они думают, что им нечего заимствовать от других стран.
Дон Карлос Фронтора между прочим разрешил довольно мудреную задачу, составить себе
Виноваты ли время и общество, или же сами эти писатели в том, что они так бесплодно растрачивают способности, дарованные им природой, мы не беремся решить, но что они растрачивают их задаром это, кажется, факт несомненный.
Можно глубоко сожалеть об этом, но можно ли удивляться? Не тоже ли самое происходит и в Париже, где общество своим одобрением и материальной поддержкой содействует процветанию журналов, послуживших образцами для всей этой фривольной литературы?
Не писатели создают общество, a общество создает писателей: пусть оно, вместо непристойного шутовства и легких произведений, лишенных всякого содержания, потребует мысли, знания, чувства, истинно художественного творчества, и мы вполне уверены, что в Испании, как и во Франции, не замедлят явиться литературные силы, способные удовлетворить всем этим требованиями.