Актуален ли сегодня цикл Тургенева «Записки охотника»
Книга Тургенева действительно злободневна своей открытой антикрепостнической направленностью, документальна своими точными указаниями на место действия в том или ином рассказе. И в то же время » Записки охотника » повествуют об устойчивых, вековых свойствах русского национального характера. Сюжетная их динамика далеко не похожа на фактографический очерковый документализм.
Книга овеяна духом движения, перемен: охотник с ружьем и собакой появляется то здесь, то там. Тургенев умышленно не прорисовывает «географию» своих передвижений,
Его интересуют не только четко обозначенные места охоты. Пространственный мир книги, при всей его документальной точности в пределах одного очерка, в целом капризен и прихотлив. Тургенев сознательно не дает читателю ясные пространственные ориентиры.
В итоге рождается живописно конкретизированный и в то же время максимально обобщенный образ художественного пространства. За тульско-орловской географией прогревается
Мотив охоты, таким образом, играет в книге важную синтезирующую роль.
В «Записках охотника» есть рассказ, в котором это ощущение движения, перемены нарочито усиливается. Тургенев пытается вовлечь в него читателя, взяв его за руку и совершая с ним бок о бок увлекательное путешествие в усадьбу Татьяны Борисовны . Не случайно очерк расположен в центре книги. Согласно эстетическим расчетам автора ему необходимо периодически как бы встряхивать читателя, вызывать в нем почти физическое ощущение перемены мест, выдворять его из уютного Гнезда, в котором он с книгой в руках расположился.
Тургенев заражает «друга-читателя» своей страстью к путешествиям: «Дайте мне руку, любезный читатель, и пойдемте вместе со мной. Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые; широкая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; направо и налево, по длинным, скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь; жидкими пятнами скользят по ней тени небольших тучек».
Периодические выходы темы пути на поверхность книги нужны Тургеневу для того, чтобы не угасло ощущение плавкости, переменчивости жизни. Дав читателю своеобразный художественный толчок, рассказчик вновь «стушевывается», и вновь живая жизнь, как в панораме, развертывает перед нами свои причудливые метаморфозы. Когда вдумываешься в природу эстетической цельности, ощущение которой остается по прочтении «пестрых рассказов» тургеневской книги, невольно обнаруживаешь следующее. Движение, перемена в сюжете очеркового цикла создается путем перемещения автора-охотника во времени и в пространстве. Но поскольку рассказчик пытается всякий раз уйти в тень, устраниться, возникает обратный эффект.
Читателю кажется, что это сама жизнь совершает перед его глазами всевозможные превращения . Перед нами чудо самодвижения жизни, которая силою присущих ей творческих возможностей сплавляет в единое целое художественный мир тургеневской книги. И в этом своем качестве «Записки охотника» тоже овеяны дыханием эпоса нового времени. В них схвачен мир как целое, как сложный и живой организм, в котором все друг с другом связано нерасторжимой и полнокровной сетью сообщающихся сосудов.
Ощущение переменчивости жизни создается еще и с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов.
Приведу на выбор некоторые типичные концовки:
«Хорь и Калиныч» «Малиновая вода» «Касьян с Красивой Меч:1″ » Бирюк » «Петр Петрович Каратаев» «На другой день я покинул гостеприимный кров г-на Полутыкина…» «Через полчаса мы разошлись», «…уже совсем завечерело, когда мы возвратились домой». «Через полчаса он простился со мной на опушке леса». «Но на другой же день, по непредвиденным обстоятельствам, я должен был выехать из Москвы и не видался более с Петром Петровичем Каратаевым».