Кризис ренессансного гуманизма. Классицизм и барокко
По-разному сложилась историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII столетии.
Италия: обнищала, культура оскудела. Раздробленность. Частично подчинялась Германии и Франции, объединится только в конце 19 века. Германия: 1618-1648 — Тридцатилетняя война. Опустошительная. Около 2/3 населения погибло. Испания: за короткий период вырвалась вперед. Захватила большие заморские колонии, выкачивала из новооткрытой Америки золото. Быстро разбогатела и превратилась в XVII столетии в могущественнейшую страну. Но это длилось не долго.
Ренессансный гуманизм = классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.
Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
Принято разделять на:
1. Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.
2. С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).
3. За пределами Италии гуманизм переживает новый взлет, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).
В лит-ре 17 века отчетливо выделяются три художественных направления: Ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения, классицизм и Барокко.
БАРОККО. (итал. barocco — «странный», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Его первые симптомы на страницах «Опытов» Монтеня (француз), мотивы ухода от жизни слышатся в последних пьесах Шекспира. Печален Сервантес и т. д. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил сл сцены. Не всегда люди, вступавшие в политическую борьбу, понимали ее истинный смысл.
Так родилось отчаяние, так возникло в ту переходную эпоху искусство барокко. Внутреннее существо его — в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной идеей. «Освобожденный Иерусалим» Тассо (итальянец) — классический пример, иллюстрирующий трагическую попытку соединить вечно враждующие и непримиримые идеи — идею наслаждения и идею христианской аскезы. Законченные формы иск-во барокко обрело в 17 веке. Поэтов, художников, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам Возрождения, пришла религиозная исступленность (Кальдерон «Поклонение кресту»). Тема ничтожества перед грозной силой Бога звучала в искусстве барокко. Ярчайший выразитель барокко — Кальдерон. Следы барокко — Корнель, Расин («Аталия»), Мильтон.
КЛАССИЦИЗМ. Второе литературное направление, получившее широкое распространение в 17 веке. Родилось в университетских кругах, несло в себе следы книжности. Родина его — Италия. Возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской средневековой драматургии». К. первоначально выступил как теория и практика подражания античному иск-ву. Но нес в себе здоровое мироощущение, ему были чужда настроения отчаяния и пессимизма. Вера в разум. К. полон гражданского пафоса. Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера — ради народа и свободы.
КЛ и БАР — объединяет — опровергание идеи гармонии, лежащей в основе ренессансного гуманизма; гармонии в мире нет.
КЛ — попытка сохранить культурную память, установить гармоничный баланс между человеком и обществом, долгом и страстью.
РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ — 3-е направление 17 века. Лопе де Вега — противопоставил унынию, пессимизму, отчаянию поэтов барочного направления неиссякаемую оптимистическую энергию своих великолепных комедий, полных солнца и жизненных сил.