Функциональные стили речи

Цель данного занятия – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля. В заданиях употребляются следующие термины: Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, определяемая условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности и обладающая некими стилистически значимыми языковыми средствами.
Выделяют следующие функциональные стили: научный, официалъ но-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.
А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают “частные науки” (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа “необходимость”, “случайность”, “причинность”, “связь”, “время” и т. п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компе-тенция философии).
Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).
В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А “осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик”. Потом бабьим летом паутины много село на поля.
Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? В о т Джо М а р – тин, например, так не д у м а е т. Е м у 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит н а у к и в том месте, которое е м у обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
D 7.2. Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.
Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (МЭ и МО. 2007. №12).
7.3. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона “Об оружии” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.
– 7.4. Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путевку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи.
– 7.5. Составьте доверенность на получение стипендии.
– 7.6. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина “Молодежь идейно ушла в себя”, найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.
Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых “фишек” молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! .И еще. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа “А какая идея тебе близка?” (АиФ. 2007. №47).
77. Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит
Художественному стилю речи. Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать. “Утро вечера мудренее”, – пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари.
D 7.8. Найдите в отрывке из художественного текста просторечные формы и нарушения литературных норм, подумайте, с какой целью они используются автором.
– Вы его не хватайте, – посоветовал Потап, – он дерется. Вы его вдарьте
сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент. Господа студенты, сейчас он у нас в
ножках валяться будет.
– Михаил Иваныч, – сказал городовой, а я вас и не признал-с.
Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал пер
вый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.
– Уморили, – глупо сказал Потап. – А я думаю: дай-ка я их пугну-с.
– Ну, будя, – сказал Шипов. – Много чести. А чего это у вас никто не пьет, не
ест? Ай случилось чего?
(Окуджава Б. Похождения Шипова).
D 7.9. Прочитайте отрывок из интервью с президентом Инкомбанка,
Найдите в нем элементы разговорной речи. По большому счету мне все равно, кто выиграл конкурс – ОНЭКСИМ Банк или структура [их конкурентов]. Мне обидно за наше правительство, которое ничему не учится. Между тем, последствием этого могут стать серьезные потрясения в экономике. Чиновники меняются, а способы работы остаются прежними. Тем самым оппозиции даются козыри. Ведь в любом единоборстве нельзя давать противнику руку в захват – иначе тебя могут положить на лопатки {Деловые люди. 2007. № 78).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пожар художественные средства распутин.
Сейчас вы читаете: Функциональные стили речи