Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Вглядывайтесь времени в лицо.
Радуйтесь: оно не так уж плохо —
Дети не похожи на отцов,
Но зато похожи на эпоху.
А. Коваль-Волков
Страницы тургеневского романа насыщены жгучей полемикой, отражающей борьбу между либералами и демократами. Не принимая крайностей нигилизма, Тургенев любил революционную молодежь и показал ее духовное превосходство над отцами.
Но роман все-таки назван «Отцы и дети», и семейная тема придает конфликту особую глубину. Родители всегда желают детям счастья, хотят, чтобы они шли дальше, достигали

большего, но при этом не забывали лучших традиций прошло­го. Культурная преемственность при смене поколений не позволит разорвать «связь времен». Так уж устроен этот мир, что «старость» и «молодость» взаимно уравно­вешивают друг друга.
Так думал и Николай Петрович Кирсанов, встречая сына после долгой разлуки. Ему очень хотелось быть не просто отцом, а товарищем, другом, наставником. Но наставник у Аркадия уже был. Николай Петрович сразу понял, что сын «поет с чужого голоса», когда после восторженных слов Аркадий, бросив взгляд на База­рова, вдруг совершенно другим тоном произносит: «Ну, папаша,
это все равно, где бы человек ни родился». Нигилизм Аркадия — это всего лишь юношеский задор, стремление казаться старше и умнее. Отец и сын радуются весне, но каждый по — своему. Николай Петрович декламирует пушкинские стихи:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Аркадий удивленно и сочувственно смотрит на отца. Но это разногласие чисто возрастное. От него никуда не денешься. В разговоре же о Фенечке сын проявляет излишнюю развязность. «Что-то кольнуло. в сердце» Николая Петровича, «но он тут же обвинил себя». Отцовская любовь — это всегда самопожертвование и про­щение.
Подлинный конфликт возникает в Марьино между дядей Аркадия и Базаровым. Родственные узы их не связывают; они представители не только разных поколений, но и разных сословий. Поэтому только с натяжкой можно говорить здесь о духовном конфликте «отцов» и «детей».
Базаров осуждает в Павле Петровиче «аристократа»: его заносчивую праздность, подчеркнутую накрахмаленными воротничками, длинными ногтями, светскими манерами. Выступая в защиту своего дяди, Аркадий рассказывает историю его жизни, но она вызывает у Базарова лишь скептическую усмешку: «Пойдем лучше жука смотреть». Аркадия это обижает: для него дядя не «архаическое явление», а человек неглупый, обладающий «предобрым сердцем», человек «глубоко несчас­тный», которого «презирать грешно».
Но прав все-таки Базаров. Выйдя в отставку и предавшись любовным пережи­ваниям, Кирсанов не подозревал, что это была «отставка» и от жизни. Вспомним Грибоедова: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.» Современники Чац­кого тоже добровольно оставляли службу, но для этого, однако, были иные причи­ны — гражданские. А Павел Петрович вот уже десять лет живет в деревне. За эти годы многое изменилось в России. Пришли «новые люди» с горячим желанием дела. А Павел Петрович? Он пытается разгадать в Фенечке то неуловимое сходство, ко­торое сближает ее с незабвенной княгиней Р. Судьба разоренной деревни волнует его меньше, быть может, даже и вовсе не волнует. В споре Кирсанова с Базаровым затронуты все основные философские и соци­ально-экономические вопросы, разделившие русское общество на два враждебных лагеря. Базаров побеждает легко и небрежно. Его интеллект чрезвычайно высок. Не со всеми положениями Базарова можно согласиться, но личность он необыкно­венная.
Можно ли согласиться с утверждением Базарова, что он сам себя воспитал? Только отчасти. Кое-что он почерпнул и от родителей. Простые и добрые люди, обожаю­щие своего сына, они были очень бедны и не слишком духовно богаты. «Арина Власьевна. знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и про­стой народ, который должен служить».
Василий Иванович служил «штаб-лекарем» в тех войсках, которые прославили себя во время Отечественной войны 1812 года. Некоторых декабристов он знал по службе в армии, уважение к ним сохранил до сих пор. А главное, он истинный труженик: «сам каждое деревце сажал», встает рано и трудится целый день, не забывает и врачебной практики.
Базаров любит своих родителей, но ведет себя с ними слишком сухо и сурово. Полная противоположность ему — Аркадий Кирсанов, питомец дворянского гнез­да, связанный с отцом и дядей нитями глубокой привязанности, принимающий самое живое участие во всем, что волнует отца. Базаров же боится «рассиропиться». Прощаясь с Аркадием, он говорит ему: «Есть, Аркадий, у меня другие слова, толь­ко я их не выскажу, потому что это романтизм, — это значит: рассиропиться». Ис­кусственно сухой язык Базарова обманчив. Недаром Тургенев сказал, что потра­тил на своего героя лучшие краски. Эти краски особенно чувствуются там, где сквозь напускную суровость нигилиста проглядывает нежная, романтическая душа База­рова. «Другие слова» — это другой Базаров, великодушный, сердечный, особенно по отношению к родителям. В дни болезни, на краю неминуемой гибели он дает выход лучшим своим чувствам. Отца называет то нежно и трогательно — «старина», то шутливо и любовно — «Василий Иваныч», то возвышенно и торжественно — «мой отец». Перед смертью Базаров просит Одинцову приласкать его родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать.»
Читаешь Тургенева и чувствуешь, как сердце становится добрее, а душа чище. И думаешь: не нужны никакие конфликты между отцами и детьми. Нужна только любовь, большая, всепоглощающая, помогающая нам жить.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»