Скандинавская мифология
Благодаря скандинавской мифологии до нас дошли древние мифы, в давние времена общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Два основных литературных источника скандинавских мифов — «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Некоторые исследователи полагают, что постоянный эпитет героя «Энеиды» переводится не как «благочестивый», а как «верный». Эней верен своим друзьям, своей идее объединения, а главное — своему долгу.
Путаница с авторством «Эдд» усугубилась еще и из-за переводчиков, которые
Книга Снорри Стурлусона получила название «Эдда», что, скоре всего, означает «поэзия, поэтика». Другие этимологии этого слова слишком примитивны.
В XVII в. — в эпоху скандинавского «ученого Ренессанса» в Дании и Швеции пробудился интерес к древним памятникам. В Исландии — тогда датской колонии — стали усиленно собирать древние рукописи.
В одной рукописи содержалось собственно переложение мифов. Некоторые исследователи того времени сочли, что Стурлусон набрался мудрости от чернокнижника Сэмунда Мудрого. После исследования рукописей «Старшую Эдду» с изложением мифов стали называть «Эддой Сэмунда», а Стурлусона объявили автором «Младшей Эдды».
Именно из этих книг почерпнуты сведения о скандинавской мифологии, о ее пантеоне и эсхатологии (видении гибели мира), которые дали богатейшую пищу для литературных последователей, художников, композиторов.
Древние скандинавы, как и все прочие народы, не раз пытались объяснить происхождение мира. Существует несколько противоречивых мифов о его начале.
Всеотец и Мировая Бездна
По одной версии, в начале всего был Всеотец, который жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.
Согласно другому мифу в начале была Мировая Бездна — Ги-нунгагап. На севере ее находилась холодная, туманная, пустынная страна — «темный мир». На юге распологалась жаркая местность — «огненная страна». Там властвовал огненный великан Сурт, вооруженный пламенным мечом. Посредине бил великий источник всех рек — «кипящий котел». Воды источника были ядовиты. Когда река застыла, на поверхности льда образовался ядовитый иней. Из инея возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир или Аургельмир. От него пошло племя великанов инея.
Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла («кормилица»). Из соленых ледяных глыб она языком вылизала человека. Это был Бури — «родитель», красивый, высокий, могучий. Сыном его был Бор, который взял в жены великаншу Бестлу. Сыновьями Бора и Бестлы были Один, Вили и Be.
Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром и убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули почти великаны. Остались только Бергельмир («ревущий, как медведь») и его жена. Братья сделали из тела великана землю, из крови его были сотворены море и все воды, а из костей и зубов — горы, валуны и камни. Выползли из земли карлики-цверги, похожие на маленьких человечков.
Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана, по берегам которого сыны Бора отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеной из век Имира — так появилось «средиземье».
Трое братьев сотворили и людей: они вытесали из деревьев мужчину и женщину, и нарекли мужчину Ясенем, а женщину — Ивой. Как можно заметить, люди, согласно зачастую противоречивой мифологии, создавались не однажды.
Месяц и Солнце были прекрасными детьми человека. Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо. Солнце-светило боги сделали из языков пламени, а Солнцу-юноше приказали править конями, впряженными в его колесницу. Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе тем, что за небесными светилами гонятся два чудовищных волка. Сильнейший из волков — Лунный Пес. Существует такое предсказание: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц». Ряд современных ученых отождествляет Всеотца, верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом, чье имя переводилось как Сияющий.
Один, едущий в Слейпнир. Исландская рукопись. XVII в.
Ветви мирового древа, ясеня Иггдрасиля, простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один — в мире богов, второй — в мире великанов, третий — в стране людей. Под последним корнем находится исток всех рек, а дракон подгрызает этот корень снизу, подле корня ясеня, что находится в стране богов, у священного источника Урд.
Мир держится на мировом древе. Когда Иггдрасиль содрогнется, грянет светопреставление. И падут сразу девять земель: миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов.
Асгард, жилище богов, — высокая цитадель, но и ее корни все же в земле.
Самый знаменитый, невероятно огромный чертог Асгарда зовется Вальхалла. Там пребывают мужи, что героически погибли на поле брани. Воины в Вальхалле проводят свои дни в бесконечных битвах, черпая в них наслаждение. После битв все раненые исцеляются, а убитые оживают. Те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в подземное царство Хель. Там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи.