Зачем оно, гуманитарное образование?
Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто ей. Это означало бы, что не все в нем так, как нужно, — но не вставал бы вопрос о том, зачем оно нужно вообще. Современная ситуация, похоже, иная. Нынешняя власть делает вполне осмысленные шаги в формировании общественного мнения по поводу избыточности, нерациональной организации гуманитарного образования.
Приводимые аргументы отчасти опираются на реальное положение дел — но лишь отчасти. Действительно, общество столкнулось с перепроизводством
Такая логика закономерна. О возникновении подобного образа мыслей, кстати, давно предупреждали сами гуманитарии. Хосе Ортега-и-Гассет в своих «Размышлениях о технике» когда-то написал,
Homo oeconomicus, человек расчетливый, обладая сознанием «массового человека» , понимает, что техницизм, гарантирующий комфортное существование, требует выбирать лишь те знания, которые приносят материальную пользу.
В чем здесь опасность? Прежде всего, во все более усиливающейся специализации, которая имеет по крайней мере два важных следствия. Первое: люди утрачивают целостное истолкование мира, целостную культуру и презрительно именуют Дилетантизмом Тягу к совокупному знанию. Другое следствие — экспансия профессиональной корпоративности, поглощающей всякую человеческую самость.
Современное общество выработало очень утилитарное и очень рациональное отношение к процессу обучения: Человек должен получить определенную сумму знаний. И эта сумма увеличивается год от года. Ребенок видит мир целостно, воспринимает его непосредственно, и, абсолютизируя одну из форм мыслительной деятельности и один канал связи с миром взрослых, мы разрушаем весь строй маленького человека и сковываем возможности его мозга.
Гуманитарное образование — это построение и умножение разнообразных душевных и интеллектуальных связей ребенка с внешним миром. Оно должно поставить человека перед лицом опыта поколений, запечатленном в текстах, в том числе и художественных. Этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы Знать нечто, а чтобы Реализовать Себя в завтрашней жизни. Значит, это постижение неотрывно от постижения языка/речи, ибо сам смысл любого языка — в высказывании, в выражении себя для других. Язык, речь рождаются из потребности говорить, а не из потребности слушать и повторять услышанное.
Поэтому сегодня гуманистическая педагогика не может удовлетвориться банальным позитивистским тезисом: быть человеком — значит быть интеллектуалом, знание человеку выгодно и т. п. Знание не делает проблемы из себя самого. Преподавание гуманитарных дисциплин уже имеет иной опыт: Оно помогает ребенку осознать, зачем это знание ему нужно, как оно сможет ему помочь жить завтра. Проблема возникает не там, где обнаруживается, что ребенок не знает чего-то.
Проблема начинается тогда, когда он пытается и не может ответить себе, какова должна быть его собственная позиция в связи с чем-либо, когда из множества услышанных и вычитанных мыслей ребенок не может найти собственно ему принадлежащую, в которую он на самом деле верит.
Цель гуманитарного образования — помочь ребенку решить главную проблему его жизни — сформулировать по отношению к внешним вещам свой набор мнений, верований, линий поведения, ибо чтобы жить, человеку необходимо мыслить. Если обратиться к самим детям с предложением закончить фразу «Я бы хотел понять…», мы прочитали бы следующее .
Зачем мы живем в этом мире?
Почему в современном мире больше ценится наглость, чем кротость и скромность?
Почему деньги занимают гораздо большее место в жизни, чем собственные чувства?
Как нужно жить в этом мире, оставаясь собой, но не выпадать из него?
Как можно оставаться при своем мнении, но не конфликтовать с окружающими?
Почему лето приходит только после весны? Почему за утром придет день, а за днем вечер и, наконец, ночь… Откуда эта гармония, никому неясная, непонятная, незыблемая, великая, прекрасная?!
Какое место занимает наш маленький «голубой шарик» — планета Земля на этом большом, исписанном звездами черном месте Космоса?
Может ли человек сам себя построить, изменить?
Главным образом, я, конечно, хотела бы понять себя, но зачастую люди мне в этом мешают, когда пытаются навязать свое мнение, задавить мое «я» или своими поступками, словами, действиями заставляют меня усомниться в правильности моих убеждений.
Я хотела бы понять других людей, почему они так думают, чувствуют, поступают, к чему стремятся, ради чего живут. К чему стремлюсь я? Имеет ли жизнь какой-либо смысл и что думают на этот счет другие?
Я бы хотела понять, что представляет собой жизнь. Может быть, это игра умелых актеров; иллюзия, которую мы создаем для себя? Почему Дети больше ценят ее, чем взрослые люди?
Зачем люди подавляют себя?
Я бы хотела понять, почему у людей такая разная судьба? Почему одни могут любить, уважать, терпеть, а главное — прощать, в то время как другие обманывают, лицемерят, убивают в себе добрые чувства. Почему люди не хотят принимать реальность? Правда ли, что каждый человек в жизни умеет делать что-то лучше всех?
Почему после счастья обязательно должно быть горе и разочарование?
Когда люди научатся понимать свои ошибки и делать выводы?
Я бы хотела понять те жизненные проблемы, через которые мне предстоит пройти.
Я всегда хотел понять, почему люди не хотят быть добрее, почему у меня не получается быть добрее. Люди зациклились на своих проблемах и готовы задушить тебя, если ты наступил кому-нибудь на ногу. Ссоримся, обижаемся — все из-за гордыни…
Надо научиться прощать.
Почему, дав нам определенные инстинкты и возможности, жизнь ставит противоположные правила игры?
Почему человек должен смиряться с теми или иными жизненными ситуациями?
Это те вопросы, которые в большинстве своем остаются без ответов в стенах школы. Поглощенный жизнью, вчерашний ребенок сам будет искать их либо не увидит в этих поисках смысла.
И еще одна подборка детских высказываний, имеющих прямое отношение к тому, как школьники оценивают собственные внутренние силы, чтобы жить дальше. Жизнь требует от подростка совсем не тех умений и способностей, на которых настаивает школа. Она требует способности выживания. Кто справится с этой задачей? Тот, кто приспособится к правилам игры, заданным временем и сильными мира сего?
Или тот, кто найдет в себе силы остаться собой?
Я достаточно способна, чтобы учиться и познавать жизнь, потом работать.
Я достаточно способен, чтобы держать удар , однако держать его вечно и не закричать невозможно.
Я достаточно способна, чтобы быть самостоятельным человеком и отвечать за свои поступки, создавать свое суждение по поводу разных вопросов; уметь слушать других людей.
Я достаточно способна, чтобы заглянуть в себя и выразить свои мысли; чтобы осуществить свои мечты; чтобы соизмерить свои силы со своими способностями; чтобы быть счастливой, чтобы радоваться тому, что у меня уже есть и не просить более, если нет необходимости.
Старшеклассники мечтают, по их словам, о том, что не будет войны, что люди перерастут свою глупость и перестанут зацикливаться на деньгах, научатся понимать других и себя, будут добиваться выполнения своей цели так, чтобы потом никто не обвинял их в подлости; мечтают что-то сделать для своей страны; чтобы всех людей объединяла общая вера, идея, психология; чтобы не ссорились близкие в семье .
Детские мечты и представления о себе и мире неизбежно столкнутся с реальностью жизни, и исход этой драматической коллизии отразится в каждой индивидуальной судьбе. Нынешняя ситуация такова, что гуманитарное образование, понимаемое как построение мировоззрения человека, свободно мыслящего в контексте культурного опыта прошлых поколений, свободно выражающего себя в речи, противоречит процессам усиливающегося расслоения общества и все более суживающейся специализации. В этом смысле гуманитарное образование опасно и избыточно. Чтобы уменьшить риск социальных потрясений, государственная элита стремится ограничить образовательный уровень основной массы населения и формирует соответствующее общественное мнение, оправдывая идеологией рынка потребность в узкофункциональной обученности человека, в услугах которого она нуждается. Рынок разрушает образование, понимая, что свободным сознанием трудно манипулировать.
Утилитарно-прагматический подход к изучению гуманитарных наук , отсутствие концепции целостного построения мировоззрения растущего человека, равно как и отсутствие внятных целей образования, свидетельствуют об этом.
Имеет ли сколько-нибудь удовлетворительное решение проблема гуманитарного — в том числе и литературного — образования сегодня, сказать трудно. Но совершенно точно, что педагог в своем классе, в своей аудитории может создать условия для того, чтобы вместе со своими учениками искать ответы на их вопросы, понимая, на что в их душах он может рассчитывать, вместе читать книги, писать о прочитанном и думать, высказывая свои мысли и надеясь быть услышанным.