Тренинговое занятие для детей 9-12 лет
Тренинговоезанятие: «Мы вместе — и это здорово! » Автор: Демидова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования МУДО ДДЮ г. Черемхово.
Описание материала: данный материалбудет полезен для педагогов организаторов, классным руководителям, психологам.
Возрастная категория: обучающиеся начального и среднего звена.
Цель: Сплочение коллектива, сближение детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе, формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
1. Способность формировать у участников ощущения
2. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику.
3. Развитие творческого потенциала учащихся.
Тренинг включает в себя упражнения на сплоченность группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания,
Оборудование:
1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
2. Презентация
3. Листы формата А3
4. Фломастеры, маркеры, карандаши
5. Ножницы, клей
6. Цветной картон или бумага.
7. Фонограммы песен о дружбе.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Я рада приветствовать Вас на моем тренинге. Надеюсь, что он окажется интересными полезным. Мы будем
Очень важно быть хорошим собеседником и уметь производить приятное впечатление на человека.
Ритуал приветствия
В приветственном слове необходимо :поздороваться друг с другом, найти контакт с участниками, настроить их на работу в группе и напомнить об основных правилах.
Дети и педагог приветствуют друг друга. Участники тренинга садятся в круг.
«Приветствие». Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесьили если забыли, сделайте комплимент. Разумеется, обращение начинается с имени.
Пример такого приветствия: «Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность».
Правила нашей группы.
А сейчас послушайте внимательно принципы, изложенные в стихотворной форме. И эти принципы и правила, ребята, совершенно правильно и точно подходят к нашему занятию!
1. Если решился на тренинг прийти,
Дойди до конца, смотри не уйди.
То есть ваше отсутствие может привести к нарушению наших с вами внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу. Здесь, мнение каждого из вас мы очень ценим!
2. Искренним в общении будь.
Не лицемерь, а выражай яснее суть.
Не хочешь данную проблему обсуждать,
Не лги, ведь есть возможность промолчать
Группа — это место, где вы можете искренне рассказать о том, что вас действительно волнует, интересует, обсуждать такие проблемы, которые до этого момента вы по каким то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса — лучше промолчите!
3. Ты вправе группе стоп сказать,
Проблему вслух не обсуждать!
Ты вправе сказать «стоп» — прекратить обсуждение своей проблемы
4. Активным будь в игре и обсуждении,
Проблемы все решишь здесь без сомнения.
5. О чем здесь услышишь — не разглашай.
Проблемы вне группы не обсуждай
Нельзя выносить проблемы за пределы группы. Все, что здесь говорится, должно остаться между нами.
6. Лишь от себя всегда говори,
От обсуждения не уходи.
«Я чувствую», «Я думаю», «Мне кажется так» —
Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.
Не стоит уходить от обсуждения, и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…»
7. Каждый имеет право на мнение свое
Не оценивай и не критикуй никого.
Рефлексия прошлого занятия.
Упражнение 1: «Я люблю себя за то…»
Цель: развитие способности уважать и любить себя за определенные качества, за то, что ты есть.
Все садятся в круг, после небольшой паузы каждый частник группы говорит о своих достоинствах. Например, «Я люблю себя за то, что я добрый»
Упражнение 2: «Я — стоящий человек»
Цель: научиться ценить и уважать себя.
Каждый по кругу произносит три раза «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.
Упражнение 3. «Мой портрет в лучах солнца».
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
На это вам 5 минут.
Теперь каждый по кругу зачитывает свой список достоинств, если считает нужным, то поясняет его, и выделяет главное достоинство.
Упражнение 4. «Принятие себя».
Давайте поборемся с некоторыми нашими недостатками и привычками, о которых вы хорошо знаете. Для этого на листе бумаги в колонку выпишите свои недостатки, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На это вам 5 минут.
Не жалейте себя, заполняя колонку недостатков, поскольку недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного.
Теперь каждый по кругу зачитывает свой список недостатков, если считает нужным, то поясняет его, и обязательно выделяет свой главный недостаток.
Введение в тему .
Упражнение 1: «Угадай»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти; способности воспринимать инструкцию на слух.
Участники сидят в кругу. Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Группа загадывает одного из сидящих в кругу.
Задача водящего — задать наводящие вопросы и отгадать человека, которого загадала группа.
Упражнение 2: «Мой сосед слева…»
Цель: развитие умения находить положительные качества в других людях.
Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других людей положительные оценки своих качеств.
Основное упражнение. «Прекрасный сад»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы?
Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это — нарисуйте свой цветок.
Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами.
Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение.
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев.
И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Психологический смысл упражнения.
Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Рефлексия прошедшего занятия.
Упражнение: «Что нас объединяет?»
Закончилось наше занятие. Все мы хорошо поработали. Лучше узнали друг друга. Посмотритена нашу группу.
Сколько в нас общего? Что объединяет нас всех и каждого из нас с другими? Тот, у кого в руках окажется мяч, должен выбрать любого из группы , кинуть ему мячи сказать: «Нас с тобой объединяет…» и назвать этот тот признак, который может общим для них.
Получивший мяч, если он согласен с услышаннойфразой, должен ответить: «Отлично». Противном случае: «Я подумаю». Теперь он, в свою очередь, должен кинуть мяч другому участнику с той же фразой.
Ритуал прощания «Рукопожатие «.
Мы сегодня плодотворно поработалии все заслужили благодарность друг от друга. Пока я считаю до пяти, вы должны поблагодарить друг друга.