Конспект урока окружающего мира «Путешествие на Крайний Север»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №2 «Искорка» г. Протвино

Конспект урока окружающего мира

«Путешествие на Крайний Север»

Миронова Нина Федоровна

2015г.

Направление: познавательно-речевое.

Образовательная область : познание.

Раздел: ознакомление с природой.

Проектировочный компонент.

Цель: познакомить детей с особенностями Крайнего Севера Земли.

Задачи:

Образовательные : дать представление об обитателях Крайнего Севера,

среде их обитания и способах питания; о растительности Крайнего Севера.

Развивающие: расширять кругозор детей, познакомить с новыми понятиями:

Крайний север, северное сияние, вечная мерзлота; развивать воображение, символическую функцию мышления.

Воспитательные : воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа : чтение глав из энциклопедии о природе Крайнего Севера и сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» ; рассматривание иллюстраций к сказке .

Медиа — объекты: иллюстрации, фотографии растений и животных

Крайнего Севера, загадки.

Оборудование: имитация северного сияния, «самолет» для путешествия, имитация собачьей упряжки.

Организационный компонент.

Материалы:

Демонстрационный — использование интерактивной доски для показа слайдов:

№1 — изображение облаков;

№2 — изображение собачьей упряжки;

№3 — изображение северного сияния;

№4 — изображение ледяной пустыни;

№5 — изображение белого медведя;

№6 — изображение тюленя;

№7 — изображение моржа;

№8 — изображение северного оленя;

Раздаточный — имитационные мини-компьютеры для определения состояния погоды; карточки с символическим изображением состояния погоды в своем городе и на Севере; билеты для посадки в самолет, с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.

Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, соответствует данной возрастной категории дошкольников, направлено на положительно-эмоциональный отклик у детей.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель включает магнитофонную запись с объявлением о посадке в самолет пассажиров, вылетающих рейсом Протвино — Крайний Север.

Воспитатель в форме стюардессы обращает внимание детей на «самолет» и приглашает их занять свои места, согласно билетам, которые Дети получают, заходя в «самолет».

— Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Мы рады вас приветствовать на борту нашего самолета.

— Скажите, кто вы такие? .

— Назовите маршрут вашего путешествия. .

Воспитатель-стюардесса проверяет, правильно ли дети заняли свои места.

— Самолет взлетает. Просьба, пристегнуть ремни. .

— Как вы представляете себе Арктику?

— Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне? .

— Наш самолет оснащен мини-компьютерами, которые помогут определить состояние погоды за бортом самолета.

Нажмите левую красную кнопку. «Принтер» напечатает вам сводку о погоде. Достаньте ее, переверните и вставьте в экран. .

— Какая погода за бортом самолета в данный момент в нашем городе?

— Где находится Крайний Север? .

— Нам необходимо установить направление нашего полета на бортовом компьютере. Я попрошу это сделать штурмана. .

— Я попрошу вас посмотреть в окна иллюминаторов.

.

Какие красивые облака! На что они похожи? .

— А что вы знаете о Крайнем Севере? Что там нас ждет?

— Наш самолет начинает снижение. Я попрошу вас определить состояние погоды за бортом еще раз. Нажмите правую кнопку.

Достаньте сводку, вставьте в экран. Что показывает ваш компьютер?

— Что надо надевать при такой низкой температуре? Какую одежду? .

— Оденемся как можно теплее. .

— А у вас есть проводник?

— Давайте, я буду вашим проводником. Только прошу вас, не отставать от меня и не отходить далеко. Как вы думаете, почему?

— Выходим из самолета.

— Что-то здесь очень холодно. Согреем уши. Согреем нос, согреем щеки. .

— Да нас здесь встречают! Посмотрите, для нас приготовили собачью упряжку.

.

— Присядем на нее и совершим прогулку. .

— Посмотрите, а что там за красивые огоньки?

.

Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса: Кто зажег огонь чудесный

Загорелись небеса! Золотой костер небесный?

Ой, горит-пылает пламя Никого за тучей нет.

Над сверкающими льдами! Это с неба льется свет.

Огоньки играют, переливаются всеми цветами радуги. .

— Это северное сияние. Такое явление природы можно наблюдать только здесь. А вокруг простирается белая пустыня, и только вдалеке виднеется домик полярников. .

— Вы знаете, кто такие полярники? .

Давайте зайдем к ним в гости. Интересно, что они нам оставили?

Воспитатель обращает внимание детей на картинки-иллюстрации с изображением мха, лишайников, карликовых деревьев и кустарников.

— Посмотрите внимательно! Да это же растения Крайнего Севера. Рассмотрим их фотографии.

— Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы.

Выжить в таких суровых условиях могут только растения, у которых небольшая стелющаяся по каменистой земле корневая система. На Крайнем Севере не бывает привычной для нас смены дня и ночи. Там полгода длится полярная ночь и полгода полярный день.

— Как вы думаете, какое животное является самым крупным на Крайнем Севере?

— Давайте движениями изобразим белого медведя.

Топай, мишка! Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

— Интересно, а что там за белый сугробик? Посмотрим в свои бинокли.

— Да это же белый медведь! .

— А чем он питается?

Белый медведь — крупное красивое животное до 800кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу — моржей, тюленей он находит по запаху, приносимому ветром за много километров.

Белый медведь занесен в Красную книгу.

В водах Северного Ледовитого океана много рыбы, которой кормятся тюлени. . Они отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5-2м, а вес 250-300кг. Детенышей вскармливают молоком.

Тюлени могут долго находится на суше, так как дышат воздухом.

Морж — крупное морское животное длиной 3-4м и весом до 800-900кг.

. Имеют клыки длиной 40-50см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки — оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу.

. Северный олень — служит людям, живущим на Крайнем Севере. Из его шкур они делают свои жилища, используют мясо оленя в пищу. Питаются олени мхом, который называется ягель.

Они раскапывают снег копытами и находят его.

Однако нам пора возвращаться домой. Попрошу всех занять свои места в самолете.

— Что вы узнали о Севере?

— Что вам особенно запомнилось?

— С кем бы вы хотели поделиться увиденным?

После приземления нашего самолета я предлагаю вам сделать зарисовки увиденного и рассказать о нашем путешествии родителям и друзьям.

Я приглашаю вас в новые путешествия, а в какие места вы захотите их совершить, вы решите сами. Мне было очень приятно с вами общаться.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока окружающего мира «Путешествие на Крайний Север»