«Внимая ужасам войны» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л. Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.
Стихотворение
Литературное направление, жанр
Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 17 строф . В первых двух строфах последняя строфа — это загадка.
В первой строфе Некрасов проявляет свое отношение
Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа?
Это вторая загадка.
В третьей строфе святость и искренность слез этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.
В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души — загадка слез: «То слезы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребенка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой.
Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая и плакучая . Некрасов выбирает второе, потому что слезы матери неиссякаемы.
Тема стихотворения — горе матерей, потерявших сыновей на войне.
Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она — порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать ее как самую большую ценность.
Тропы и образы
Эпитеты в стихотворении имеют четкую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела — святые, искренние слезы, бедные матери.
Метафоры кровавая нива , до гроба не забудет близки к фольклорным.
Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребенка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.
Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несет смерть.
Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.
Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг — но матери. Индивидуальности противопоставлена общность.
Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится и — будет помнить до гроба, не забыть .
В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода — второй части стихотворения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей — перекрестная. Рифмовка последней строфы — ааББа.
Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.