«В ресторане» А. Блока
Известно, что чем больше толкований у произведения, тем выше степень таланта его автора. А. Блок обладал удивительной способностью: он мог любую бытовую сцену превратить в сложнейшую философско-психологическую драму; ведь именно поэтому знаменитая «Незнакомка» была с восторгом принята как тонкими ценителями литературы, так и не искушенными в поэзии девочками-проститутками, которые, если верить воспоминаниям Ю. Анненкова, подходили к прохожим со словами: «Я Незнакомка, не хотите познакомиться?» Внешний — бытовой — и скрытый
Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В ресторане» — одно из сложнейших произведений Блока.
Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов — романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя «вечное» порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта
Никогда не забуду …
Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
Я сидел у окна в переполненной зале, Где-то пели смычки о любви.
Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. «Где-то пели» — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой.
Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:
И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:
Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.
Черная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Черный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение «золотое, как небо». Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности.
Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение?
Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.
И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки.
И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка…
Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка
И каждый вечер в час назначенный Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовет за собой героя:
Но из глуби зала ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!»
Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари «на желтой заре».