«В полном разгаре страда деревенская» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование,
Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Ее труд бесконечный, тяжелый и бессмысленный, он сопряжен с болью и неудобствами. Жизнь ее лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя ее образ
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к ее бедному ребенку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет все. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы — это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжелого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребенка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 — обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает ее качать ребенка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьет горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадежной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения — это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание.
Стихотворение начинается с того, что страдания — синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слезы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слез и пота, да еще и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком — кислым квасом.
В резких и неприятных вкусах — тоже часть ее мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая, жадно подносит губы опаленные, слезы соленые.
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый, равнина безлесная, ширь поднебесная, солнце нещадно палит, косуля тяжелая, жбан, заткнутый грязной тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька.
В седьмой строфе — кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребенком в отупении. Это ее истинное состояние, сопутствующее вечному терпению . Двойная тавтология в этой же строфе привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее, а мать его многострадальна .
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трехстишьях две строчки четырехстопного дактиля чередуются со строчкой трехстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырехстопный и трехстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трехстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з.
Два последних четверостишья связаны перекрестной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая четкость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.