Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе — это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким. Для этого учитель должен организовать на уроках работу по обучению восприятию, пониманию и интерпретации прочитанных стихотворений, а также и по сопоставлению стихотворений разных поэтов
Работа со стихотворениями должна быть разнообразной. Прежде всего, это обучение пониманию и интерпретации текста, привлечение внимания школьников к условности описаний в лирике. Часть урока можно посвятить обучению выразительному чтению одного из стихотворений, возможен и конкурс на лучшее чтение стихов о природе и прослушивание аудиозаписей стихотворений в актерском исполнении.
Учитель может подобрать к уроку репродукции пейзажей русских художников, а также рисунки своих прежних воспитанников, подготовить для прослушивания в классе несколько музыкальных фрагментов, рисующих звуковой
Чтобы работа на таком уроке не сводилась только к чтению стихотворений, чтобы школьники учились размышлять о русской лирике, необходима система вопросов и заданий, которые помогут разобраться в прочитанном.
Однако следует учесть, что Анализом на уроках-концертах не следует слишком увлекаться, достаточно обсудить одно стихотворение, а задания на исследование текста целесообразнее предлагать как индивидуальную самостоятельную работу, не уничтожая скрупулезным «разбором» неповторимой прелести стихов о природе.
Вот вопросы и задания, которые можно использовать для интерпретации стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» .
— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?
Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъема передается обилием восклицательных интонаций.
— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому «я»? Почему вы так думаете?
Поэт создает легкую, радостную картину весны: Ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создается словами Чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный И др.
Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: Лазурию , очи, древа, обнажены, ветхий, гимн И др.
— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?
Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить ее приход, почувствовать ее краски, звуки, запахи.
Краски: Ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.
Звуки: Шумят ручьи, взревев, река несет… поднятый ею лед, лист… шумен, жавронок поет заздравный гимн, душа… журчит.
Запахи: Воздух чист, лист… душист И др.
— Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?
Аллитерации на «л» создают плавную, легкую картину весеннего дня: «на крыЛьях ветерка, Ласкаясь к соЛнечным Лучам Летают обЛака», А аллитерации на «р» рисуют шумную картину ледохода, половодья: «Шумят Ручьи! блестят Ручьи! ВзРевев, Река несет на тоРжествующем хРебте поднятый ею лед» .
— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению?
Самые выразительные эпитеты стихотворения — это «лазурию Живой » , «на Торжествующем Хребте», «в Яркой Вышине», » Незримый Жавронок», » Заздравный гимн». Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.
— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны?
Олицетворения: «летают облака», «взревев, река несет», «она … журчит… летает»; Метафоры: «на крыльях ветерка», «река несет… на хребте», а также Гиперболы: «слепит… очи», «ласкаясь к солнечным лучам», «под солнце самое взвился… жавронок» изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чем нет преград.
— Каково пространство стихотворения? Определите его «границы». Что нам помогает понять исследование «пространственных» слов и выражений?
Слова и выражения, обозначающие «высоту»: Воздух, Небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
— Какой смысл придает стихотворению последняя строфа? Можно ли ее считать ключом к пониманию всего стихотворения?
Анализ стихотворения необходим, чтобы учащиеся воспринимали прочитанные самостоятельно стихи на более высоком уровне, чтобы проникались чувствами автора и учились передавать их в своем чтении. Поэтому ко всем остальным стихотворениям, которые будут звучать на уроке, можно задать только такие вопросы:
— О чем эти стихотворения?
— Появляется ли в них человек?
— Каково его отношение к изображенным картинам природы?
Отвечая на эти вопросы после чтения стихотворения Е. А. Баратынского «Чудный град порой сольется…» , следует обратить внимание учащихся на условность описанной картины. Поэт хочет сказать читателю не только об облаках, которые сливаются в «чудный град» и мгновенно исчезают от дуновения ветра, а прежде всего о хрупкости возвышенного поэтического мира, мимолетности поэтической мечты, которые могут быть легко разрушены суетой мира обыденного, бытового.
Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» также отличается условностью описания.
Если проанализировать настроение, картины и изобразительно-выразительные средства текста, можно заметить, что главными образами, как и в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», являются Тучи, гром, молния и земля. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворенными, оживают.
Предметный ряд стихотворения Я. П. Полонского , а также глагольная лексика, состоящая почти из одних олицетворений , Казалось бы, рисуют грозу, но читатель догадывается, что скала в иносказательной форме напоминает мать, а тучи — ее поссорившихся детей.
Размышляя о стихотворении Я. П. Полонского, шестиклассники могут сделать выводы, что лирический пейзаж у поэта причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая. В стихотворении много глаголов-олицетворений, которые делают изображенную картину живой и запоминающейся. Интересна и звуковая гамма.
Читатель словно слышит звуки вечерней грозы в горах, которые создаются лексикой и аллитерациями. Развитие действия в стихотворении тяготеет к сюжетному повествованию. Оно похоже на маленький поэтический рассказ о ссорящихся тучах, пожалевших застонавшую скалу.
Однако в образах природы поэт видит отражение человеческих отношений.
Стихотворение «Посмотри — какая мгла…» тоже не является чистым описанием природы, хотя так кажется на первый взгляд. Так как это стихотворение небольшое по объему, на уроке можно провести работу по обучению выразительному чтению.
Работу со стихотворением А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…» Можно организовать в форме создания сценария «видеоклипа».
Для этого школьники могут дома нарисовать кадры — иллюстрации к стихотворению, соблюдая в них законы кинематографа, а именно, смену планов — общего, среднего и крупного, и на уроке обсудить свои иллюстрации. Такая работа поможет развитию образных представлений школьников, будет способствовать развитию умения видеть пространство поэтического текста.
Так, первое четверостишие стихотворения может быть представлено в виде общего плана. На «экране» зритель увидит омут, ветви кустарников, склонившихся к воде, ослепительный диск солнца в небе и его блики на водной глади. Можно попросить учеников представить и цветовую гамму кадра — она яркая, красочная: зеленые лозы, темно-голубой омут, оранжевое солнце, синие стрекозы.
Звуковым фоном к кадру может стать спокойная музыка или звуки летнего дня, может быть, стрекотание кузнечиков, мычание стада.
На втором кадре можно представить мать и дитя, которые, разморившись на солнце, дремлют в тени прибрежного дерева. Общий план здесь сменяется средним, кинокамера как бы приближает фигуры людей к глазам зрителя, пространство текста сужается, а движение в мире природы идет сверху вниз. От неба и солнца глаз наблюдателя опускается к земле. За кадром, как бы предвещая тревогу, может звучать призыв стрекоз к ребенку, которого они манят к себе, чтобы научить летать.
А может быть, эта чудная картина и говорящие стрекозы — плод фантазии самого малыша. А может быть, это только ему снится?
Третью строфу можно увидеть только крупным планом. Ведь чтобы рассмотреть мелкие предметы — былинки, спинки стрекоз и их крылышки, «точно стекло», — нужно приблизить их к глазам. Пространство стихотворения сближает маленького человечка и стрекоз, детей природы. Они уже в одном кадре, и напряжение текста в этой строфе наибольшее.
Действительно ли стрекозы хотят научить ребенка летать, или он мечтает об этом?
Пространство четвертой строфы снова расширяется, а движение в нем опускается еще ниже, на отлогий берег, на песчаное дно. Эти картины создают ощущение необъяснимой тревоги. Ведь только живые существа в природе способны летать над водой, а человеку этого не дано.
Может быть, поэтому текст стихотворения как бы обрывается на полуслове. Человек, как бы он ни стремился, не может окончательно слиться с природой. Все его мечты и фантазии о невозможном могут сбыться только в воображении, во сне.
В заключительной части урока можно провести конкурс на лучшее чтение одного из стихотворений или закончить урок концертным исполнением стихов специально подготовленными учениками. В программу концерта можно включить и стихотворения русских поэтов XIX века, предложенные в программе по литературе для самостоятельного чтения, например, «Родина» Е. А. Баратынского, «Настоящее» и «Две картины» Н. М. Языкова, «Не шуми ты, рожь…» и «Лес» А. В. Кольцова, «Боже мой! Вчера — ненастье…» и «Сенокос» А. Н. Майкова.